Взрыв над тунгусской тайгой 30 июня 1908 года убедил человечество в реальности космической угрозы. Ровно через 100 лет директор Института астрономии РАН, член-корреспондент Академии наук Борис Михайлович Шустов рассказывает о текущем состоянии дел с проблемой астероидной опасности - как с научной точки зрения, так и с практической, как в мире в целом, так и в России в частности.
Ранним утром 30 июня 1908 года над безлюдными районами сибирской тайги в верховьях реки Подкаменная Тунгуска произошло событие, ничего подобного которому не сохранилось в памяти человечества. Сильнейший удар сотряс небо, а учёные сразу заговорили о падении огромного «Тунгусского метеорита».
В преддверии столетнего юбилея Тунгусского явления в Москве прошла международная конференция «100 лет Тунгусскому феномену: прошлое, настоящее и будущее», организованная Институтами астрономии и динамики геосфер РАН, Государственным астрономическим институтом имени Штернберга МГУ и Комитетом по метеоритам Академии наук.
Как продемонстрировала конференция, на которую съехались ведущие специалисты по Тунгусской катастрофе со всего мира, и через 100 лет мы ещё далеки от окончательного понимания причин мощнейшего взрыва, повалившего деревья на площади более двух тысяч квадратных километров и опалившего ветви на деревьях в радиусе десяти километров от эпицентра события. Огромного метеорита так и не нашли, а учёные не могут сойтись ни в оценках выделившейся энергии, ни в мнениях о природе взорвавшегося тела, ни тем более - во взглядах на его происхождение.
Тем не менее, это событие точно преподнесло важный урок, усвоить которое человечество впервые в своей истории оказалось способно. Случись столкновение несколькими часами позже, и вместо безлюдной тайги эпицентром взрыва могли стать Петербург, Стокгольм или Осло, которыми к траектории небесного тела повернулась бы Земля. В этом случае ущерб измерялся бы не миллионами поваленных деревьев, а миллионами человеческих жизней. Пусть и не сразу, человечество поняло: опасность, исходящая с неба, - реальна.
Рассказать о текущем состоянии проблемы астероидно-кометной опасности и её предотвращения «Газета.Ru» попросила директора Института астрономии РАН, члена-корреспондента Российской академии наук, председателя Экспертной рабочей группы по проблеме астероидно-кометной опасности при Совете по космосу РАН Бориса Михайловича Шустова.
Борис Михайлович, какой урок усвоило человечество на примере Тунгусского явления? Как изменилось его восприятие за прошедший век?
Если сто лет назад, Тунгусское явление рассматривалось в России и в мире в целом, как некоторая случайность, то сейчас пришло понимание, что, на самом деле, это достаточно часто происходящие в истории Земли события, которые могут существенно повлиять на развитие человечества. Прежде всего, из-за того, что такие события, будь они частыми, могут нанести человечеству весьма ощутимый, и совершенно неприемлемый - и в наше время, и тем более в будущем - ущерб. Сейчас Тунгусское событие рассматривается просто как одно из реальных подтверждений того, что астероидно-кометная опасность - это не предмет изучения каких-то «яйцеголовых учёных», занимающихся фундаментальной наукой. Астероидно-кометная опасность - предмет заботы всего человечества.
Насколько часто происходят такие явления?
Вот как раз на этой конференции были представлены очень интересные результаты на этот счёт. Сто лет назад считалось, что Тунгусское событие - вообще что-то уникальное. Пять лет назад частота оценивалась как одно событие где-то раз в 300 лет. На прошедшей конференции американский специалист по моделированию кометных ударов Марк Бослоу представил доклад, в котором показал, что эффект, который произвело Тунгусское событие, был произведён гораздо более мелким телом, чем считалось раньше. Мелких тел больше, и поэтому частота таких событий оценивается уже, как раз в 100 лет, или может быть даже чаще.
На чём основаны оценки частоты?
Сейчас есть несколько методов. Один из них - это наблюдения тел, оценки их распределения по размерам. Мелких тел больше, и астрономы могут оценить, скажем, во сколько раз больше в Солнечной системе тел размером вдвое меньше заданных.
На данный момент известны более 5,5 тысяч объектов, сближающихся с Землёй (Near Earth Objects, NEOs) - то есть космических тел, способных приблизиться к Солнцу ближе, чем на 1,3 астрономических единицы (1 астрономическая единица, или 1 а.е. - это средний размер земной орбиты). Из 5 515 зарегистрированных на 25 июня объектов 5 450 - это астероиды и 65 - кометы.
Среди них выделяют потенциально опасные объекты (Potentially Hazardous Objects, PHAs), сближающиеся с Землёй на расстояние менее 7,5 миллионов километров - это примерно 20 расстояний до Луны. Среди астероидов потенциально опасных 959 - то есть, примерно 20%, это довольно много.
Существуют и другие методы, основанные на анализе своего рода «архивных записей».
Недалеко от Земли есть прекрасный такой «дневник» - Луна.
Она лишена атмосферы, и из анализа размеров и возрастов различных кратеров, можно составить себе представление, насколько часто происходила и происходит бомбардировка Луны, и какими телами. Есть и другие журналы, в которых такие записи ведутся - например, Меркурий, но здесь интерпретация уже более сложная.