Янина Птак
Скромная учительница и представить себе не могла, что станет самой успешной писательницей в мире. Благодаря волшебству маленького мага, которого она придумала, Роулинг получила невероятное богатство, славу и настоящую любовь. Такой истории позавидовала бы даже Золушка. А ведь всего этого могло и не быть, если бы в один из пасмурных осенних дней безработная мать-одиночка Джоан Роулинг решилась на то, о чем постоянно думала уже несколько недель. Она собиралась покончить с собой...
Ее спасла малышка Джессика. Глядя на спящую трехмесячную дочку, Джоан решила бороться с отчаянием. «Я не могу тебя бросить», — глотая слезы, прошептала она. На следующий день Джоан отправилась к врачу. Ей пришлось пройти интенсивный курс психотерапии. После одного из сеансов она достала из дальнего ящика толстенную папку. «Я все-таки допишу эту книгу, — подумала Джо. — Если не сделаю это сейчас, то уже никогда не закончу ее». Каждый вечер, как только дочка засыпала в своей кроватке, Джоан отправлялась в кафе и писала до изнеможения. Благо хозяином заведения был муж ее сестры, и кофе ей там наливали сколько угодно.
«Иногда я фактически ненавидела книгу и в то же время любила ее», — признавалась она позже. Наконец, Джоан поставила последнюю точку. Сложив первые три главы в красивую папку, она отослала рукопись в издательство. И… в тот же день получила ее обратно. Потребовался почти год, чтобы найти издателя. Джоан получила не меньше дюжины отказов. Она навсегда запомнила тот день, когда раздался звонок ее литературного агента Кристофера Литтла: «Ликуй, Джо! Bloomsbery сделало нам предложение!». Джоан не могла поверить своим ушам. Это была победа! А вскоре мир охватила настоящая поттеромания.
Малышка Джо появилась на свет июльским днем 1965 года в городишке с забавным названием Чиппинг Содбери. Роулинги жили небогато, но не бедствовали: глава семьи работал инженером на заводе Роллс-Ройс. Маленькая Джоан, рыжая веснушчатая пышечка, очень переживала из-за своей далекой от модельных стандартов внешности. К тому же ей ужасно не нравилась ее фамилия. Во время ссор на улице соседские дети часто кричали ей: «Эй, скалка! (rolling pin)». Зато девочка с наслаждением занималась лепкой, рисовала, но самой большой ее страстью были книги. А еще Джоан просто обожала придумывать фантастические истории. Она с упоением рассказывала их младшей сестренке Ди или записывала в очередную толстенную тетрадку.
Джо было 15, когда ее матери поставили страшный диагноз – рассеянный склероз. Это стало началом конца: Энн Роулинг становилось хуже с каждым днем. Девочка часто плакала по ночам. Тогда в ее жизни и поселился ее самый большой страх – потерять тех, кого она любит. Джоан не стала спорить, когда родители твердо заявили: «Тебе нужно выучить какой-нибудь иностранный язык» и отправилась в университет учить французский. Именно тогда она распрощалась с застенчивой «серой мышкой», которой была в школе. Джо выбросила до смерти надоевшие очки в нелепой оправе, купила контактные линзы, сделала пышную прическу и броский макияж.
Окончив Эксетерский университет в Девоне, она переехала в Лондон, где меняла одну временную работу на другую. Работала то переводчицей, то секретаршей и не особенно переживала по поводу карьеры. Ведь теперь она могла печатать на служебном компьютере свои рассказы и даже задумала два романа. Как-то бойфренд предложил ей провести уик-энд в Манчестере. Они уже возвращались в Лондон в переполненном поезде, и тут Джоан вздрогнула. Она вдруг отчетливо увидела образ худого темноволосого мальчишки в смешных круглых очках, со шрамом на лбу. Она уже знала, что его ждут удивительные приключения. С того момент он никогда не оставлял ее одну… В тот же вечер она устроилась за столом с пачкой бумаги. Теперь ее миром был мир мальчика-волшебника. Рукопись росла, Джо не успевала записывать идеи и точно знала, что в одну книгу они не поместятся. Но в последний день 1990 года случилось то, что навсегда изменило ее жизнь и судьбу Гарри.
В семь утра Джо разбудил звонок. Это был отец. Еще до того, как он успел сказать хоть слово, она все поняла… Энн Роулинг умерла. 26-летняя Джоан чувствовала себя полностью опустошенной. Пытаясь убежать от отчаяния, она уехала в Португалию преподавать английский. В маленьком чемоданчике лежала незаконченная рукопись о Гарри Поттере. Теперь его чувства к умершим родителям стали намного глубже: Джоан и ее герой еще никогда не были так близки друг другу…
Студента-журналиста Жоржи Арантеша Джо встретила в баре. Он перезвонил ей через пару дней. В тот же вечер они стали любовниками. Впрочем, Арантеш, похоже, не собирался хранить верность подруге и флиртовал с девушками даже в ее присутствии. Джоан была в ярости. «Выбирай: или я, или они», — прошипела она во время очередного свидания. Несмотря на ссоры, они продолжали встречаться. Джо зарабатывала деньги, а Арантеш делал вид, что ищет работу. Они были вместе всего пару месяцев, когда Джо обнаружила, что беременна. Она уже собиралась переехать к будущей свекрови, но…потеряла ребенка. Несчастье сплотило Джо и Жоржи, и вскоре они поженились.
Арантеш оказался ревнивым и грубым. Как-то еще до свадьбы пара пила кофе в кафе. Они поссорились, и Жоржи грубо толкнул невесту. Джоан расплакалась и убежала, Арантеш бросился за ней. «Джо, прости меня! Я люблю тебя!», — кричал он. И она вернулась. Через пару месяцев Роулинг снова забеременела. Она не могла уйти с работы – они жили на ее доходы, и очень беспокоилась за малыша. Из-за постоянных стрессов и скандалов с Жоржи она сильно похудела. У нее не было ни времени, ни денег, чтобы привести в порядок волосы и кожу. «Брось этого разгильдяя», — уговаривали ее друзья. Но она все еще надеялась сохранить семью, ведь в июле 1993 года на свет появилась Джессика Исабель.
Брак Джо и Жоржи продлился 13 месяцев и один день. Сегодня Джоан хранит ледяное молчание об этом периоде своей жизни. Арантеш, до которого все-таки добрались папарацци, даже не скрывал, что поколачивал жену. Однажды ранним ноябрьским утром он избил ее особенно сильно и буквально вышвырнул за дверь. «Пошла вон!», — орал он, а Джо рыдала от страха. Ведь малышка Джессика осталась в квартире. Забрать ребенка и свой немудреный скарб Джоан смогла только после вмешательства полиции. Через несколько дней они уехали домой, в Эдинбург.
Джоан пришлось несладко. Она не хотела быть обузой для сестры и решила жить отдельно. Мизерного пособия с трудом, но хватало на еду, одежду и квартиру. У Роулинг началась глубочайшая депрессия. В маленькой квартирке на окраине Эдинбурга, где под полом шебуршились мыши, она пыталась не думать о том, что казалось самым простым способом решить все проблемы…Выглядела Джо тоже неважно. Ей не было еще и 30, а на лице уже легли заметные морщины. К тому же Джоан много курила, что далеко не лучшим образом отразилось на состоянии кожи. Она почти не улыбалась, а в глазах затаился страх.
Она боялась Арантеша, который преследовал ее в надежде, что жена вернется. Джо знала, что он подсел на наркотики. Она подала на развод, и суд запретил дебоширу приближаться к бывшей жене и дочери. Джо собиралась снова преподавать языки, но у нее не было денег на няню для Джессики. К тому же выяснилось: чтобы работать преподавателем в Шотландии, ей нужно было учиться еще год и сдать специальные экзамены. Через некоторое время Джоан повезло. Она смогла получить грант на учебу, а деньги на няню для дочки ей одолжили друзья. Жизнь потихоньку налаживалась. Правда, спать теперь приходилось урывками, ведь ночами она продолжала писать свою книгу.
«Я писала свой первый роман о Гарри, когда мне было очень плохо. Мне пришлось бросить себе вызов, иначе я бы сошла с ума», — признается Джоан. Первый тираж «Гарри Поттера и философского камня» вышел в 1997 году и составил всего тысячу экземпляров. «Эх, Джо, на детских книгах денег не заработаешь», — вздыхал издатель. Но это было только начало. В Великобритании роман назвали лучшей детской книгой года, а американцы выкупили права на ее издание за 110 тысяч долларов.
Джоан, окрыленная первыми успехами, писала по 10 часов в день. Через год она закончила еще один роман о приключениях юного мага и его друзей. Тогда же в Голливуде задумали экранизировать обе книги о приключениях Гарри. Еще через год свет увидел третий роман. «Я бросила работу! – радостно кричала Джо сестре в телефонную трубку. – Мне больше не нужно преподавать французский. Я буду писать!» А потом случилось чудо. Гарри Поттер покорил весь мир. За три года первые три книги были проданы тиражом более 35 миллионов экземпляров и переведены на 35 языков. 33-летняя Джоан стала по-настоящему знаменитой.
Теперь у нее было достаточно денег, чтобы не беспокоиться за их с дочкой будущее. Но в ее жизни не было мужчины. «Я думала, что навсегда останусь одна. Я думала, что никого не встречу, верила этому, — грустно говорит Джоан. — Я думала: мне повезло, ведь у меня есть работа, есть ребенок, мне не на что жаловаться. Я не из тех, кому нужен кто угодно. Я знаю, что могу выжить и одна. Я и выживала одна в течение долгого времени. Я могу быть самостоятельной. Но это не значит, что я не чувствовала себя очень одинокой…»
На одной из благотворительных вечеринок в родном Эдинбурге 35-летняя Джо встретила 28-летнего врача-анестезиолога Нила Мюррея. Круглые очки и мальчишеская челка делали его удивительно похожим на Гарри. Он оказался тихим, сдержанным, интеллигентным и страстно влюбленным в свою профессию.
Они могли часами говорить обо всем на свете, но не хотели ничего загадывать и полгода старательно прятались от любопытных знакомых и журналистов. До тех пор, пока их все-таки не застали в одном из эдинбургских ресторанчиков. Через несколько недель, на следующий день после Рождества 2001 года, они поженились. Тайком, без лишнего шума, в присутствии самых близких друзей. В марте 2003 года у них родился сын Дэвид, а еще через два года – дочка Маккензи. «Я никогда не была так счастлива. Это самое большое волшебство, которое только могло случиться со мной в жизни», — признавалась Джоан и сама боялась поверить в то, что все это происходит с ней на самом деле.
Джо просто лучилась счастьем, и это не могло не отразиться на ее внешности. Она фантастически помолодела. Кроме того, теперь с ней работали самые лучшие визажисты и парикмахеры. Ее волосы приобрели золотисто-медовый оттенок, а стильная стрижка и безупречная укладка убавили ей несколько лет. Черты лица, благодаря умелому макияжу, стали казаться более тонкими и изящными. Ее кожа выглядит молодой и свежей, а от веснушек, двойного подбородка и глубоких морщин не осталось и следа. Удивительно, но даже авторитетные специалисты по пластической хирургии, пристально изучив ее фотографии, не нашли на лице Роулинг следов пластики. Похоже, Джоан действительно не делала ни блефаропластику, ни подтяжку лица. Магия?
Косметологи говорят, что волшебного эффекта она вполне могла добиться с помощью уколов красоты. Избавиться от кругов под глазами помогли инъекции рестилайна. Великолепный макияж затушевывает мелкие морщинки, а более глубокие благополучно исчезают после процедуры лазерного пилинга или микродермабразии. Поговаривали, что после рождения третьего ребенка Джоан решилась на маммопластику. Слухи усилились после того, как во время одного из приемов округлившийся бюст писательницы едва не выпал из глубокого декольте. Впрочем, в окружении Роулинг утверждали, что она просто подобрала удачный бюстгальтер.
Сама писательница не раскрывает своих секретов. Она утверждает, что специально ничего не делает для того, чтобы хорошо выглядеть, и просто наслаждается жизнью. Сегодня у Джоан Роулинг достаточно денег, чтобы нанять самых лучших в мире профессионалов в области красоты. И она с удовольствием ухаживает за лицом и телом. Она любит пробежки и занимается дома йогой и пилатесом. Но делает это для хорошего самочувствия, и ей даже в голову не приходит бороться со своим телом, утверждает она.
Теперь ей уже никогда в своей жизни не придется беспокоиться о деньгах. Семь книг о Гарри Поттере сделали ее одной из самых богатых женщин в мире. Ее состояние уже давно перевалило за миллиард долларов. Но Джоан отказывается тратить слишком много денег на «ерунду». «Я держу в уме пределы расходов, за которые не выхожу. Просто не могу. Есть предел того, что я могу позволить себе потратить на прихоти», — смущенно признается она. Джоан много отдает на благотворительные цели. Она помогает людям бороться с тем, что когда-то заставило страдать ее саму: поддерживает фонд для родителей-одиночек и финансирует исследования рассеянного склероза.
Она выдержала жуткие разочарования и феерический успех. Сейчас ей хочется растить детей, заботиться о муже и заниматься благотворительностью. Но вряд ли она сможет не писать книги. Не для денег, а потому что это то, что она любит по-настоящему. «Оказывается, секрет счастья прост: вера и упрямство, — заметила Джоан в одном из интервью. — Просто будь самой собой, и все у тебя получится».