Владислав КАГАН
На этой неделе белорусские власти приостановили отправку на лечение за рубеж детей из регионов, пострадавших от последствий чернобыльской аварии. Скандальное решение, как выяснилось, связано с тем, что не все подростки соглашаются возвращаться с лечения домой. Последней каплей в чаше терпения официального Минска стала история с невозвращением на родину 16-летней Татьяны Козыро. Она осталась в США в семье, в которой девять лет подряд проводила летние каникулы. Попытки белорусских дипломатов вернуть девочку на родину не увенчались успехом.
Программа лечения белорусских детей на Западе была запущена сразу после распада СССР. В основном в этой программе участвовали дети – выходцы из Гомельской области, наиболее пострадавшей от последствий аварии 1986 года.
Эпопея с Татьяной Козыро началась 5 августа, когда она вместе с группой белорусских детей должна была вылететь из Сан-Франциско в Минск, однако к назначенному времени не прибыла в аэропорт. Позже стало известно, что девушка подала в иммиграционную службу документы для продления гостевой визы и остается в США, чтобы дождаться решения властей.
Реакция официального Минска на случившееся была крайне резкой. Белорусский МИД заявил, что рассматривает ситуацию с невозвращением Козыро из США как «недопустимое нарушение договорных обязательств» в рамках программы американской организации Chernobyl Children’s Project.
Уже 14 августа Минск выразил свой протест «в связи с «противоправным удержанием на территории Соединенных Штатов несовершеннолетней белорусской гражданки Татьяны Козыро, которая находилась в городе Петалума, штат Калифорния, на оздоровлении». В ответ Козыро газете The Press Democrat сообщила, что ее никто насильно не удерживает в США, а в видеоинтервью, размещенном на сайте издания, она заявила, что хочет «побыть здесь подольше, я чувствую, что здесь моя настоящая семья». Подробности случившегося рассказала бабушка Татьяны Надежда Новик. По ее словам, мать бросила девочку сразу после ее рождения, а отец – отпетый алкоголик. По словам г-жи Новик, Таня испытывала на родине очень сильные стрессы: «Она свой выбор сделала, и я ее поддержала».
Комментируя сложившуюся ситуацию, директор департамента по гуманитарной деятельности управления делами президента Белоруссии Александр Коляда подтвердил, что программы оздоровления детей в США временно приостановлены. «Во избежание подобных ситуаций в дальнейшем департамент по гуманитарной деятельности как государственная структура заинтересован в заключении с компетентными государственными органами всех принимающих стран специального договора», – так чисто по-чиновничьи выразил свою мысль г-н Коляда.
Что примечательно – первой о запрете выезда белорусских детей за рубеж сообщила 4 сентября ирландская газета The Irish Times. Также стало известно, что эти вопросы обсуждались 11 сентября во время встречи в Дублине министра иностранных дел Ирландии Майкла Мартина с временным поверенным в делах Белоруссии в этой стране Валерием Курдяковым. Оказывается, США – не единственное государство, куда детей не пустят. Пресс-атташе посольства Великобритании в Белоруссии Кася Беспалова сообщила журналистам, что диппредставительство «осведомлено о приостановлении действия разрешения для детей приезжать на оздоровление в Соединенное Королевство. Мы обеспокоены сложившейся ситуацией». Такую же тревогу выражают французские и голландские дипломаты.
Руководитель гуманитарной организации «Детям Чернобыля» Геннадий Грушевой, организовывавший поездки белорусских подростков на Запад, в беседе с корреспондентом «НИ» сообщил, что ежегодно 25 тыс. «детей-чернобыльцев» отправлялись за рубеж для лечения и прохождения курса реабилитации. Делалось это за счет принимающей стороны. Дети ехали в основном в США, в страны Западной Европы и Японию. В нынешней ситуации позицию официального Минска г-н Грушевой назвал «негуманной, неумной и нецивилизованной». Он не сомневается, что белорусским властям все-таки удастся вернуть Татьяну Козыро в страну: «Для этого они ее бабушку, которая не против переезда девочки, лишат опекунства, и тогда окажется, что ее опекун –государство. После этого государство добьется возвращения девочки в страну». А это, по мнению собеседника «НИ», будет для Татьяны трагедией: «Американская семья ей дает все – проживание, образование, нормальные отношения. Что она может здесь получить?» Все это, по словам Грушевого, связано со стремлением Минска показать всем свой независимый характер. «Но заложниками этой политики стали дети», – заключил он.