24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Цена эксперимента над молдавскими детьми – 20 млн. долларов
30.09.2008

Александра Романова

Ежегодно тысячи отцов и матерей с дрожью в сердце вручают судьбу своих детей школе. Общество возлагает на учительство колоссальную ответственность, делегируя задачу огранить алмаз разума каждого ребенка, не навредив цветку его души.
Итог – более чем печальный: у абсолютного большинства молдавских учеников уже к середине 12-летки вырабатывается стойкое отвращение к школе. Они идут на занятия как на заклание или пытки, что выливается в различные заболевания на нервной почве или полнейший пофигизм.

И все же некий магнит удерживает их в образовательной орбите. Имя ему – учитель. Каков же он, современный сеятель разумного, доброго, вечного?

Без апробирования и зондирования

В редком учебном заведении нынче царит атмосфера любви и понимания. В основном – тревоги, страха и давящей безысходности. Словно на зоне. Несмотря на бодрые министерские рапорты, уровень образованности молодёжи в целом от года к году не растёт. Победы на международных олимпиадах – заслуга ряда частных либо элитных лицеев, а также родителей, индивидуально оплачивающих форсированное развитие своих детей.

То, что образовательная реформа в Молдове не удалась, подтверждает финал каждого учебного года, сопровождающийся громкими скандалами в связи со сдачей итоговых экзаменов. И частая смена министров тут не помогает.

В чем же корень проблем? Любой учитель вам скажет: в бездарно внедренном куррикулуме, когда далекие от школы чиновники, пользуясь моментом (тотальным развалом и неразберихой в стране), атаковали юное поколение республики и на автопилоте делают это по сей день.

Ненависть к кириллице затмила тогда здравый смысл. Только бы избавиться от учебников, напечатанных на ней, а там хоть трава не расти. Выслужились в угоду западным кредиторам и без пилотной обкатки, без скрупулезного зондажа общественного мнения первыми среди стран бывшего СССР выбросили проверенную временем образовательную систему за борт. Взамен навязали детям некоего мутанта. Этот уродец на тоненьких ножках не рухнул только благодаря великому множеству подпорок – наших бесконечно терпеливых учителей. И если всё новое всегда слегка жмёт и натирает, то в данном случае реформа стала испанским пыточным сапогом, мучающим учителей и истязающим их питомцев.

Года три назад в Кишинёв заглянул международный консультант, представитель Всемирного банка Филипп Кохен, чтобы поставить точку в профинансированном ВБ первом этапе реформы образования. На вопрос корреспондента «PRESS-обозрения», контактировал ли он с молдавским учительством, школьниками и родителями в радиусе километра от Кишинёва, он ответил, что невозможно угодить всем и написать талантливый учебник – трудное занятие. А к автору его должны быть «приложены» ещё и компетентный редактор и команда педагога, работающих над его улучшением.

То есть г-н Кохен прекрасно понимает, что не всё гладко, и заранее оправдывается. В отношении того, что куррикулум не обкатался в нескольких пилотных школах, пояснил, что просто не хватило времени. Если бы начали с пилотирования и апробирования, как это требуется международной практикой, процесс внедрения реформы отодвинулся бы на год-два. А так за первые пять лет были созданы 112 новых учебников. Хотя, конечно же, несовершенных.

Кроме того, Филипп констатировал, что молдавские школы остро нуждаются в библиотеках, компьютерах, видео- и аудиотехнике, лингафонных кабинетах. Во многих школах из-за отсутствия оборудования и реактивов на уроках физики и химии не проводится ни одного опыта. А у Всемирного банка нет возможности включиться в исправление этой ситуации.

То есть всё к чёртовой матери сломать – деньги были, и немалые – 20 миллионов долларов выделил ВБ на молдавскую образовательную реформу, а довести дело до ума – ресурсов не хватило. Что касается нанашизма, то, по словам Филиппа, это явление свойственно всем маленьким странам. Причём названная сумма – не грант, а кредит, который родители республики, оплачивая аренду издаваемых учебников, вынуждены погашать уже не первый год.

Самое смешное, бесповоротного отказа от прежней системы не произошло в отсутствие астрономических финансовых возможностей, да и учительство с наскоку не переделаешь – это не пластилин. И у западной образовательной модели лучшие её достижения взять так и не получилось. А то, что заимствовано, донельзя извращено и исковеркано. Родившийся гибрид то и дело спотыкается. Сия участь постигает всё, что создано нетворчески, без любви.

Об этом разными словами говорят мыслящие, душой болеющие за дело учителя. По их мнению, провал реформы был запрограммирован. Ибо ментальность молдавского населения несколько иная, нежели у прагматичных европейцев и американцев: душа у нас в приоритете над рациональным началом. Поэтому образовательная доктрина, базирующаяся на голой добыче информации из различных источников без сопровождающей этот процесс теплоты общения учителя с учеником, буксует. Душе скучно и холодно, если нагрузка в основном ложится на интеллект без её участия.

Прогрессивные учителя не раз ударяли в набат: куррикулум принёс с собой сверхсложные программы с массой ненужностей. Информация хлещет подобно воде из брандспойта, а ребенок вынужден черпать ее напёрстком. При таком напоре что в крошечную ёмкость попадёт?

Средний, невыдающихся способностей ученик сперва не понимает одно, потом другое. Пробел образуется за пробелом, они наслаиваются. Затем происходит сбой в сознании. А в качестве защитной реакции появляются апатия и отторжение учебного процесса. Он превращается для таких мальчиков и девочек в каторгу. А ведь в идеале познание мира должно быть светлым и радостным. От легкого к трудному, а не таким, как сейчас – от трудного к труднейшему. Дети испытывают дискомфорт, стрессы, вслед за психическим начинает страдать физическое здоровье.

Травмирующим нервы фактором в школе педагоги на первое место по-прежнему ставят плохие учебники. Вроде бы на собираемые за аренду нехилые суммы они вновь и вновь переиздаются, но отчего-то основная часть остается неоправданно сложной, в чем лидируют учебники математики. В них по-прежнему встречаются задачи и примеры, которые не в состоянии решить сами учителя. А в экзаменационную пору бывали случаи, когда даже педагоги не могли ответить на некоторые тесты. Хватались за голову, паниковали. Приходилось подключать профессуру и совместными усилиями кое-как находить ответы. А затем позаботиться о том, чтобы они просочились в «массы». За что, кстати, спасибо: не бросили учеников на произвол бессовестных составителей тестов.

Тексты в учебниках, твердят педагоги, все так же далеки от жизни и интересов детей. Даже заглядывающему в них взрослому они скучны и неприятны. Где одухотворенные сказки, вечная классика? Кому нужны эти искусственно сконструированные мёртвые произведения?

История создания плохих учебников – это целый детектив. Когда запахло большими деньгами, в конкурсах между издательствами комиссия из десяти человек стала выбирать далеко не лучшие варианты учебников. Сыграла роль родственных связей и кумовства: мы выбираем твой учебник, пусть и плохонький, а ты с нами делишься. Поэтому появилась масса дилетантских, непрофессиональных учебников. Об этом не раз и не два заявлял Владимир Гуцу, разработчик молдавского куррикулума.

Отдельный разговор о необходимости постоянного отсыла учеников к Интернету – огромной мусорной корзине, в которой и взрослому-то человеку трудно разобраться. Восприятие информации из Сети несколько иное, нежели из книги: там нет ауры автора плюс ребёнок не учится охватывать взглядом всю страницу, как в книге. В идеале нужно совмещать два этих источника знаний.

К сведению, в одном из ведущих университетов Англии запрещается использовать Инет при написании работ, так как он подавляет исследовательскую жилку молодежи. А почему наших детей постоянно вынуждают это делать?

Личности может воспитать только личность

Еще учителя бьют тревогу по поводу подготовки кадров. Педагоги от Бога, масштабные новаторы повывелись, потому что их инновации ломают схемы и пробивают стены, что неизменно приводит к конфликтам с начальством, не желающим нарушения заведённого порядка. Отсюда обоюдная боль, разочарование и уход первых из педагогической сферы.

Те, кто идет в учителя по недоразумению или остаточному принципу, а не по призванию, вымещают свою тоску и невозможность вырваться из заколдованного круга на детях и родителях. А ведь личность может воспитать только личность. У большинства великих людей были великие педагоги. Троечники же в вузе обязательно наплодят себе подобных в школе.

Профессия учителя никогда не была высокооплачиваемой. Это не специальность, а именно призвание. Статус миллионера здесь никому не светит.

Но жить на что-то надо. Увы, широко рекламируемые повышения зарплаты учителям – это прибавление щепотки при одновременном отбирании жмени за счет роста цен. Финансовые тиски постперестроечной жизни толкают педагогов не от Бога вымогать деньги у учащихся.

Ужасное воздействие оказывают поборы как на них самих, так и на детей: развращают и унижают. Способных, но из бедных семей подсекают, ведь эти ребята не в состоянии оплатить особое внимание к себе. А богатые отпрыски начинают презирать берущих на лапу наставников, вести себя с ними нагло, как хозяева жизни. Словом, нарушается этикет общения учителя с учениками. Особенно ругаемыми в этом смысле являются частные школы, где деньги текут в карманы учителей рекой, а знания даются мизерные.

С другой стороны, часть родителей убеждены: лучше купить оценку отпрыску по предмету, который потом ему никогда в жизни не пригодится и в котором он ни бум-бум, и тем самым сохранить психику ребенка.

В массе беспринципных учителей тем не менее всегда отыщется несколько бессребреников, приученных трудиться в порыве энтузиазма. Высокая этическая планка диктует им работать с душой и самоотдачей. Чистая, не кусающая по ночам совесть – главная награда для них. Эти люди не роняют себя до взяток, а подрабатывают дополнительными занятиями, подтягивая плохо успевающих питомцев вне школы.

Еще слабое звено – молодежь не идет в школу. А кто из свежеиспеченных Марьиванн выживет на ставку в 80 долларов? А ведь приди они к детям, к которым по возрасту ближе, чем пенсионеры, многое изменили бы своей брызжущей, жизнерадостной энергией. Горы свернули бы, и в этом потоке креатива оживилась бы старая гвардия.

Недоумение, смешанное с ужасом, вызывает у учителей страны практика сдавать бакалавриат вне стен родной школы. Это психоз, уверяют они. Чужие дяди и тети кругом, равно как и все до единого незнакомые пацаны и девчонки, плюс страх перед экзаменом – тройной стресс. Умнейший отличник может растеряться и все забыть. Разве не люди со скрытыми садистскими наклонностями могли придумать такое великое перемещение детей? На Западе это всего лишь один из нескольких вариантов сдачи бака, но мы ведь святее Папы Римского!

Сама тестовая система, возмущаются педагоги, – тоже страшная язва просвещения. Когда ребенок сдает экзамен глаза в глаза с учителем, то первый может подбодрить, намекнуть либо, интуитивно прочтя в душе ученика его блестящее будущее, пожалеть и не «зарезать», а поставить проходной балл. Тест же, эта бездушная лотерея, не пощадит.
Многие знаменитости признаются, что если бы в своё время им предложили в качестве экзамена ответить на тесты, о которых им рассказывают дети и внуки, то ни за что бы не сдали бак и скорее всего реализовались бы в жизни в качестве грузчиков и дворников.

Человеческая личность, творчество, душа и дух начисто вытравлены из этой тестовой чехарды.

Современная школа больна социально, информационно, психологически и экономически.

Избавиться от «язв» ей можно, только если навалиться всем миром: обществом, специалистами родителями и государством. И ещё очень нужен чуткий, на собственном опыте знающий жизнь современной школы, смелый министр образования с тщательно подобранной командой. Только тогда можно вылечить «тяжелобольного». А дирижировать этой «клакой» есть кому – учителям. С наступающим праздником вас, дорогие наши!


 
Количество просмотров:
708
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.