Джефри Янг
Дебаты между кандидатами в вице-президенты обычно не привлекают большого внимания. Но в этом году дело обстоит иначе. Демократы номинировали на этот пост сенатора Байдена – влиятельного председателя сенатского комитета по международным отношениям, признанного эксперта в вопросах внешней политики.
Республиканцы остановили свой выбор на губернаторе Аляски Саре Пэйлин, мало кому известной за пределами своего штата. Словесной схватки между ними с нетерпением ждут как демократы, так и республиканцы. Первые, чтобы доказать неподготовленность Пэйлин к высокому посту, вторые – чтобы продемонстрировать правомерность своего выбора.
В большинстве своем американцы голосуют за кандидата в президенты без особого внимания к его напарнику. Это, однако, не означает, что кандидат на пост вице-президента вообще не имеет никакого отношения к исходу выборов.
«Кандидат в вице-президенты должен привнести в кампанию нечто такое, чего не хватает кандидату в президенты, – говорит профессор Американского университета в Вашингтоне Кэндис Нельсон. – Это может быть некая идеологическая направленность или популярность в определенных регионах. Словом, его задача компенсировать слабости кандидата в
президенты».
Сара Пэйлин, к примеру, может помочь сенатору Маккейну завоевать симпатии двух важных избирательных блоков – женщин и христианских фундаменталистов.
С другой стороны, она может подорвать его шансы среди других групп избирателей. И таких, как отмечает профессор университета Джонса Хопкинса Бен Гинзберг, тоже немало.
Если Джон Маккейн победит на выборах, он начнет свой первый президентский срок в возрасте 72 лет – беспрецедентный случай в истории США. К тому же у него был рак кожи. И тот факт, что в случае смерти или недееспособности Маккейна, его место займет Сара Пэйлин тревожит многих американцев.
«Она обладает относительно небольшим опытом, она мало кому известна, она пока ничем особенным себя не зарекомендовала», – подчеркивает профессор Гинзберг.
В отличие от Пэйлин кандидат демократов на пост вице-президента Джо Байден – ветеран большой политики, который 26 лет провел в Сенате США и сейчас является председателем сенатского комитета по международным отношениям.
Опасения по поводу Пэйлин, отнюдь, не гипотетические. В 1945 году, еще до окончания Второй Мировой войны вице-президент Гарри Трумен стал главой исполнительной власти в результате неожиданной смерти президента Рузвельта. В одночасье на него свалилась огромная ответственность, – вспоминает профессор университета имени Джорджа Мэйсона Роберт Дадли.
«К примеру, – говорит профессор, – он был в полном неведении относительно разработки атомной бомбы. Казалось бы, вице-президент должен был знать о таком важнейшем проекте. Но в реальности он не был столь близок к президенту Рузвельту».
Однако Трумен быстро вошел в курс дела, и именно он принял решение об атомной бомбардировке Японии ради скорейшего окончания войны. Трумен по праву занял важное место в истории США. Вошел в историю и другой вице-президент, занявший президентский пост при чрезвычайных обстоятельствах. Линдон Джонсон стал президентом в 1963 году после убийства Джона Кеннеди.
«Гарри Трумен был архитектором послевоенной политики США в области экономики и безопасности, – говорит профессор Гинзберг. – Линдон Джонсон был архитектором революционных изменений в области гражданских прав в шестидесятых годах, но, к сожалению, и президентом, который еще глубже втянул Америку во Вьетнамскую войну».
По Конституции, вице-президент также является председателем Сената, и если при голосовании возникает патовая ситуация, он подает решающий голос. Профессор Американского университета Кэндис Нельсон отмечает, что нынешний вице-президент Дик Чейни использовал это право в стратегических интересах партии.
«В результате выборов 2000 года, – говорит профессор Нельсон, – в Сенате было равное число республиканцев и демократов. Но поскольку Дик Чейни был председателем Сената, республиканцы заявили, что обладают большинством и вследствие этого могут формировать и возглавлять сенатские комитеты».
Кем станет следующий вице-президент, будь-то губернатор Пэйлин или сенатор Байден – влиятельным игроком типа Дика Чейни или церемониальной фигурой, посещающей похороны мировых лидеров и перерезающей красную ленточку на открытии важных проектов?
Ответ на этот вопрос может дать только время.