Беседовала Элла Володина
У России снова вырос внешний долг. Если иностранные кредиторы потребуют свои деньги обратно, возможна девальвация рубля, подчеркивает в интервью Deutsche Welle профессор Свободного университета Берлина Вольфрам Шреттль.
23 октября депутаты российской Госдумы приняли пакет законов, направленных на стабилизацию ситуации на финансовых рынках и на поддержку банковского сектора страны.
Согласно принятым документам, Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" получают, например, дополнительные возможности по спасению стоящего на грани банкротства банка без отзыва лицензии. Государство может приобрести контрольный пакет акции кредитно-финансового института, если на него не нашлось покупателей, которым, впрочем, "Агентство по страхованию вкладов" готово оказывать помощь по приобретению акций.
Другой закон внес поправки в бюджет России на ближайшие три года. Эти изменения предусматривают, прежде всего, выделение дополнительных средств для поддержки кредитно-финансовой системы страны. С этой целью государство перечислит больше денег в уставные капиталы Внешэкономбанка и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию.
С просьбой оценить эти и другие меры российских законодателей по борьбе с финансовым кризисом Deutsche Welle обратилась к заведующему кафедрой экономики Института Восточной Европы в Свободном университете Берлина, профессору Вольфраму Шреттлю (Wolfram Schrettl).
Deutsche Welle: Как вы оцениваете действия российских властей по преодолению финансового кризиса?
Вольфрам Шреттль: На фоне проблем, с которыми столкнулась сейчас не одна Россия, я бы сказал, что меры, принимаемые Москвой, ничего сверхъестественного собой не представляют. Они стали бы сенсацией при нормальных обстоятельствах, но ситуация в мире сейчас далека от нормальной. США тоже приняли подобные меры, которые Маккейн, кандидат на пост президента от республиканцев, и кандидат в вице-президенты Сара Пэйлин называют социализмом.
Действительно, такая аналогия допустима. Это похоже на национализацию. Но это не национализация. Меры, которые сейчас принимаются в России, могут привести к огосударствлению кредитно-финансовых институтов и других предприятий. Но не факт, что это произойдет. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация после того, как экономика выйдет из кризиса: вернет ли государство приобретенные активы или нет.
- Многие россияне, судя по опросам общественного мнения, не понимают, почему они должны страдать из-за американского кризиса? Как вы могли бы объяснить им сложившуюся ситуацию?
- Последствия кризиса, разразившегося в США, другие страны, в том числе и Россия, ощутили на себе даже в более значительной степени. Более резко, чем на Уолл-стрит, вдвое, упали курсы акций на российской бирже. Почему приходится страдать россиянам? Причин несколько. Во-первых, и это очень важная причина, у России снова вырос внешний долг, больше, чем мы это предполагали. Бывший премьер-министр Степашин в прошлый четверг, 16 октября, в Госдуме сказал, что общая задолженность сейчас составляет уже 560 миллиардов долларов, то есть долг России больше ее валютных резервов. Россия снова является нетто-должником.
Если иностранные кредиторы потребуют свои деньги обратно, а такое сейчас случается, то Москва очень быстро может попасть в весьма затруднительное положение. В таком случае многие наблюдатели опасаются девальвации рубля. Сегодня замминистра финансов Шаталов сказал, что обесценивание денег не запланировано. Но мы знаем, что оно не может быть запланировано. Так что заверения замминистра вызывают, скорее, беспокойство. То, что Центробанк скупает акции компаний, показывает, в каком состоянии находятся их финансы. Хорошим это не назовешь.
- В какой мере могут пострадать немецкие компании, работающие в России и с Россией?
- Все зависит от реакции России. Впрочем, как она может отреагировать, мы хорошо знаем. Первым делом резко сократится импорт. То есть меньше будет экспорта из Германии в Россию. Делая это прогноз, я исхожу из того, что в ближайшее время ситуация в США и Европе не пойдет на поправку. До тех пор, пока этого не произойдет, в России не будет оздоровления экономики. А это значит, что кризис окажет негативное воздействие на немецкий экспорт в Россию.