Ник Коэн
Обсуждая "яхтгейт", британская пресса уклоняется от сути скандала, сетует обозреватель газеты The Observer Ник Коэн. Следовало бы возмущаться тем фактом, что западные политики спокойно общаются с "прирученными олигархами опасного автократического режима", пишет он, подчеркивая: и это в условиях, когда российское руководство "откровенно демонстрирует желание воссоздать империю царей и комиссаров".
Журналист старается донести до британских читателей всю глубину нравственного падения Мендельсона и Осборна: он указывает, что в сообщениях об "яхтгейте" британская пресса уклоняется от обсуждения сути, так как опасается "авторитарного законодательства о клевете", которое действует в Великобритании.
Для примера Коэн ссылается на освещение фигуры Олега Дерипаски в недавних публикациях британских журналистов, обращая внимание, что в словосочетании "алюминиевые войны" слово "война" употребляется отнюдь не в метафорическом смысле. "Учтите также, как часто мы пишем, что Госдепартамент в 2006 году аннулировал Дерипаске визу на въезд в США, но о причинах упоминаем редко".
Однако, сообщает журналист, законы о клевете не распространяются на публикацию вердиктов самих судей. "Поэтому я могу ознакомить вас с обществом, в котором вращаются наши политики, процитировав постановление судьи Высокого суда Кристофера Кларка от 3 июля".
Речь идет об иске Михаила Черного, который "как и очень многие, кто пытается заниматься бизнесом в России, утверждает, что деловые партнеры Кремля его обманули". По словам Коэна, Черной добивался, чтобы его иск к Олегу Дерипаске с требованием вернуть 4,35 млрд долларов рассматривался британским судом, так как опасался, что по возвращении в Россию будет арестован. "Дерипаска уверял, что не должен Черному ни рубля и настаивал на слушании дела в России", – сообщает газета.
Судья, опираясь на показания правоведа Билла Боуринга, эксперта по гражданским правам при власти Путина, постановил, что суд не может происходить в России, так как существует "риск успешного покушения на жизнь Черного", а также "большая вероятность привлечения Черного к судебной ответственности в случае его возвращения, а Дерипаска, вполне возможно, воспользуется своим влиянием или потенциалом, дабы настроить людей против Черного", – цитирует издание судебный вердикт.
Кроме того, эксперт по законодательству отметил, что "использование судебных процессов как орудий борьбы за власть было характерно для советской России. Ныне эта практика продолжается под новым названием: zakaznye dela".
Таким образом, сообщает газета, судья Кларк принял решение "не в пользу клиента Ротшильда, сотрапезника Мендельсона и человека, на чьи пожертвования расчитывал Осборн".
Упомянув о недавних деяниях Мендельсона и Осборна на британской внутриполитической арене (один как ни в чем не бывало призвал ограничить права работающих матерей на трудоустройство, а другой заверил, что партия тори активнее других нацелена на борьбу с нищетой), Коэн завершает статью цитатой из книги самого Мендельсона: "Избиратели считали, что в британском правительстве заседают прихлебатели бизнеса, а в парламенте – продажные политиканы". Вот это правда! – восклицает журналист.