Инна Озовская
Вдоль де факто границы между Южной Осетией и остальной Грузией возникла «ничейная полоса». По одну сторону – югоосетинские формирования, по другую – грузинские солдаты и полицейские.
«По ночам оттуда доносится стрельба, происходят грабежи, похищения людей и даже убийства, – рассказал русской службе «Голоса Америки» Джон Далхусен, сотрудник Amnesty International, недавно побывавший в Грузии. – Большинство домов на «ничейной полосе» принадлежит этническим грузинам. Несколько тысяч грузин, обосновавшихся во времянках неподалеку от границы, днем посещают родные места, пытаются восстановить разрушенные дома, но с заходом солнца оставаться там считают для себя смерти подобным».
В общей сложности на положении вынужденных переселенцев находятся 20 тысяч грузин. Надежды на их возвращение домой практически нет, и это, по словам Далхусена, глубоко тревожит Amnesty International.
В отчете, выпущенном международной правозащитной организацией 18 ноября по случаю завершения 100 дней после конфликта, указывается, что международные наблюдатели должны получить право посещать все без исключения места в Грузии, и что все стороны конфликта должны интенсифицировать усилия по обеспечению внутренних беженцев возможностью безопасного возвращения в родные места.
Не менее важно и другое. В отчете, озаглавленном «Гражданские лица на линии огня: конфликт между Грузией и Россией» собраны данные, убедительно свидетельствующие о том, что в ходе вооруженного противостояния и грузинские, и российские войска, а также югоосетинские военизированные формирования грубо нарушали международное гуманитарное право.
В силу этого Amnesty International призывает все стороны конфликта «незамедлительно провести независимые, беспристрастные и тщательные расследования по всем заявлениям о серьезных нарушениях международного законодательства в области прав человека и гуманитарного права, совершенных любым и каждым из участников. Виновных необходимо привлечь к ответственности в соответствии с международными нормами справедливого судебного разбирательства».
Как заметила Никола Дакворт, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии, «примирение и прочный мир невозможны без правды и определении ответственности за происшедшее».
Знают ли российские и грузинские власти об этом призыве Amnesty International?
«Мы поставили их в известность, – сказал Джон Далхусен, – но ответа пока не получили. Однако мы не намерены успокаиваться и будем продолжать настаивать на проведении расследования».
А пока, с учетом тяжести обвинений в нарушении международного права, выдвигаемых против всех сторон конфликта, Amnesty International также призывает международное сообщество организовать полноценную миссию по установлению фактов. Будет ли она проведена? Ответ на этот вопрос, как подчеркнул Далхусен, тоже упирается в готовность и желание сторон докопаться до истины.
«Пока такого желания проявлено не было» – с прискорбием отметил Джон Далхусен.