Владимир Тхорик
У вас наверняка есть родственники, друзья, соседи или знакомые, уехавшие за рубеж в поисках лучшей жизни. Вернутся ли они в Молдову? И если вернутся, то когда? Чего добиваются наши соотечественники в других странах?
Об этом и других аспектах миграции в видео-интервью «Панораме» рассказал директор Бюро по связям с диаспорой Виктор Лутенко.
Читателям Pan.md предоставляем возможность прочесть самые интересные ответы на вопросы:
– Бюро начало работать сравнительно недавно – в 2012-м. Справляетесь?
– Да, это довольно новое ведомство при правительстве Республики Молдова. А реально мы начали работать в марте 2013-го, когда сформировали свою команду. Бюро ответственно за координацию всех тех политик, которые развивает и внедряет наше правительство. Наша задача – тесные, плодотворные взаимоотношения с диаспорой Молдовы. Несмотря на то, что существуем сравнительно недавно, мы уже успели кое-что сделать по линии взаимодействия различных министерств в работе с диаспорой. Ведь наша главная цель – не сконцентрировать на себе ответственность за все, что связано с диаспорой, а добиться того, чтобы каждое министерство осознавало важность взаимодействия не только с гражданами, проживающими на территории Молдовы, но и с теми, кто находится за границей, то есть с мигрантами. Таким образом, мы внедряем принцип единого правительства. Сегодня при каждом министерстве есть свое мини-бюро по работе с диаспорой. В прошлом году постановлением премьера в каждом министерстве были назначены вице-министры, ответственные за связи с соотечественниками.
Также в каждом министерстве работает, так сказать, опорный человек, занимающийся конкретно диаспорой. Так что если мы говорим о команде, то она шире, чем наше бюро.
– Вы – как правительство над правительством?
– Я бы так не говорил… Скорее всего – это сильная, многоплановая команда внутри правительства. Только общими усилиями можно решить вопросы, связанные с нашей диаспорой. Одному ведомству эту задачу не осилить.
– При создании вашего ведомства вы перенимали опыт других стран?
– Безусловно, мы делали это, но в конечном итоге остановились на том, что бюро при Госканцелярии, подчиненное непосредственно премьер-министру, наиболее эффективное. Не исключаю того, что после выборов может возникнуть другое видение нашей работы, но уверен, что вопросы, связанные с диаспорой, привлекут в будущем еще больше внимания отечественных политиков. Учитывая то, что мы чего-то добились в этом направлении, убеждает, что мы уже прошли точку невозврата. То есть, так или иначе, но связи с нашей диаспорой будут только укрепляться.
– Возможно и создание нового министерства?
– Само по себе – это не решение проблемы. Считаю, что нет в этом необходимости. Нужно наше ведомство сделать функциональным. К сожалению, последние 20 с лишним лет мало что делалось для диаспоры. Да, существовало Бюро по межэтническим отношениям, которое занималось диаспорой, но это не было основной задачей ведомства. А мы полностью сконцентрированы именно на этой работе. Изо всех сил стараемся наладить связи с нашими людьми из разных стран и из разных сфер деятельности. К примеру, на 1-3 сентября у нас намечен конгресс, куда приедут около 120 делегатов.
– Для чего это нужно?
– Для того, чтобы наши соотечественники и за рубежом сохраняли традиции и культуру республики, не теряли с ней связь. Наши мигранты уже помогают развитию Молдовы, но, по-моему мнению, их потенциал используется недостаточно. Я говорю не только о финансовой стороне, а и о том бесценном опыте, о знаниях, который уроженцы Молдовы накопили за границей. Некоторые из них занимают серьезные должности в зарубежных банках, университетах, процветающих кампаниях и даже в правительствах.
– Можете назвать их фамилии?
– Например Александр Кулюк работает в Международном валютном фонде. В Великобритании живет наш соотечественник из Костешт, Ион Ляху. Он, кстати, уже организовал большой концерт для наших земляков в Лондоне, где присутствовал и министр культуры Молдовы. Другой наш земляк работает в Чикаго, в строительной компании с оборотом 20 млн. долларов. Наши соотечественники работают и в администрации Ханты-Мансийска...
– Самого богатого молдаванина, проживающего за границей, можете назвать?
– Пока нет. Но смогу это сделать после бизнес-форума. Его проведение намечено в Кишиневе на 7 октября. Сюда приедут более 100 наших соотечественников из разных стран. Если в общем, то мы ставим перед собой две цели. Первая – помочь участникам форума наладить бизнес-отношения между собой. Вторая – представить им инвестиционные возможности Молдовы, доказать, что вкладывать в республику – выгодно.
– Интересно, подсчитано ли общее состояние нашей диаспоры? Хотя бы приблизительно…
– Судя по сумме переводов в Молдову 2013-го оно составляет где-то 1,6 миллиарда евро. Это почти четверть ВВП Молдовы. Все это – личные деньги, и правительство должно смотреть на них как на макроэкономический фактор. К тому же, необходимо еще работать над тем, чтобы переводы в республику стали дешевле. Есть еще такая оставляющая, как личные сбережения, которые молдаване, работающие за границей, хранят дома, а не в банках. А это – около 6 миллиардов евро. И упомянутые деньги не работают на экономику какой-либо страны. Пока я не вижу какую-то серьезную политику, стимулирующую использование этих средств в виде вложения в экономику нашей страны. Конечно, с 2010 года в республике действует программа ПАРЕ 1+1, согласно которой на один инвестируемый лей государство добавляет еще один. Но этого недостаточно.
– Это эффективная программа?
– Думаю, что да. Благодаря ей в Молдове уже создано несколько сотен бизнесов и около 3 тысяч рабочих мест. Около 100 миллионов леев было инвестированы, но в сравнении с суммой в 6 миллиардов евро это, конечно, капля в море.
– И какой выход?
– Считаю, что мы должны прийти к людям с конкретными предложениями, в которых будет и выгода. И чтобы они не опасались и не отказывались работать в нашей стране.
– Сколько наших сограждан, выехавших за рубеж, отказались от молдавского гражданства?
– Не так уж много. Около двух тысяч.
– Но есть миф, что ежедневно отказываются 50-100 человек. Или это правда?
– Нет. Дело еще в том, что этот вопрос во многом зависит и от законодательств стран (таких как Россия, Германия), не предполагающих двойного гражданства. Еще в России за это (двойное гражданство – прим. «Панорамы») грозит уголовное наказание, в связи с чем число отказавшихся от нашего гражданства увеличилось.
Но многие все-таки не торопятся от него избавиться, стараются его сохранить…
– После либерализации визового режима увеличится отток молдаван за рубеж?
– Считаю, что этого не будет.
– А сколько всего проживает за границей?
– Около 800 тысяч. Из них: около 400 тысяч – в России, более 150 тысяч – в Италии, остальные – в Испании, Канаде,Франции, Турции и других странах.
– Какие риски отток граждан создает для Молдовы?
– Это – разрушенные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей. Их в стране уже более 100 тысяч. А еще, в Молдове очень не хватает рабочих рук. Надеемся, что около 60 процентов наших сограждан вернутся домой, и будут здесь трудиться. Но им, конечно, нужно создать определенные
условия. И мы должны приложить все усилия, чтобы ускорить этот процесс.
– Не опасаетесь ли вы массового возвращения людей из России в связи с политической напряженностью в отношениях с этой страной?
– Нет, хотя многие российские коллеги из Федеральной миграционной службы показались мне непредсказуемыми. Да, с конца осени прошлого года начались так называемые «недозволы», в связи с чем около 20 тысячам молдаван был запрещен въезд в Россию. Используются в основном «черные списки». Но почему-то нынешней весной процесс выдворения приостановился. Непонятно, чем руководствуются коллеги: либо законом, либо сезонным фактором, либо еще какими-то мотивами.
– Как вы считаете, когда может начаться массовое возвращение наших сограждан домой, в Молдову?
– Думаю, ждать этого не надо. Хотя за последние пять лет уже вернулось около 40 тысяч человек. И с ростом ВВП, улучшением жизни в нашей стране – это число будет увеличиваться.
– Сколько уехало из страны в последние годы?
– Где-то 50 тысяч…Но разница уже несущественная.
– Как относятся к молдаванам за границей?
– Очень положительно. Все отмечают их трудолюбие, привязанность к традициям и культуре своей страны. А еще говорят. что молдаване – просто красивые люди, с которыми приятно общаться и иметь дело.
ЦИФРА:
6 млрд. евро
– столько хранят «под подушкой» молдаване, работающие за рубежом. Эти деньги не работают ни на молдавскую, ни на иностранную экономику.
Интересно:
Первый деловой форум молдавской диаспоры состоится в Кишиневе 7 октября. На него приглашены более 100 наших соотечественников, которые в разных странах успешно занимаются бизнесом.