5 Мая 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Размыть ответственность. Кто отвечает за вакцинацию в Молдове?
09.04.2021

Если США и европейские страны вакцинацию начали еще в декабре, то Молдова только в начале марта получила малую толику препаратов. Все они использованы. О массовой вакцинации речи нет, неизвестно, кто ею руководит и кто отвечает за новые поставки. В борьбе с пандемией прямо или косвенно задействовано множество структур, но чем они занимаются? И стоит ли вообще ожидать вакцин теперь, когда одни депутаты и чиновники отобрали препараты у медиков и детей, а другие с румынскими паспортами получили вакцину в Румынии?  

Прозаседавшиеся

Среди «борцов» с коронакризисом – парламентская комиссия по социальной защите, здравоохранению и семье плюс комиссия по национальной безопасности, обороне и общественному порядку; высший совет безопасности при президенте; министерство здравоохранения, труда и социальной защиты; национальная компания медицинского страхования; национальное агентство общественного здоровья (раньше эта структура называлась санитарно-эпидемиологической станцией); агентство по лекарствам и медицинским изделиям; национальная чрезвычайная комиссия общественного здоровья с территориальными отделениями; генеральный инспекторат по чрезвычайным ситуациям; единый командный центр управления ЧС. И это наверняка еще не все.

В связи с введением чрезвычайного положения в  рамках последней структуры создана межведомственная рабочая группа, призванная «управлять негативной динамикой пандемии». В нее вошли представители большинства вышеуказанных структур плюс МВД, минфин, минюст, минэкономики и инфраструктуры, национальная касса социального страхования, советники премьер-министра.

Как вы понимаете, работа кипит, каждый то и дело спешит «на заседание а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Некоторые раздваиваются, находясь на двух заседаниях сразу: «до пояса здесь, а остальное там».

А кто же конкретно отвечает за то, что в Молдове нет вакцин? Кто их в данный момент ищет? Кто самый-самый, кто ответственный?

Кто главный в парламентской республике

По идее в парламентской республике за все отвечает законодательная власть, парламент и его постоянная  комиссия по социальной защите, здравоохранению и семье. Именно она должна была предложить стратегию закупки вакцин и проведения вакцинации. Но разве она это сделала?

Комиссию возглавляет демократ Геннадий Буза, бывший хирург районной больницы Хынчешть, бывший коммунист. Вице-председатель – Владимир Односталко, секретарь – Ливиу Вовк, члены – Штефан Гацкан, Руксанда Главан, Алла  Дарованная, Владимир Миздренко, Дан Перчун, Игорь Химич. Из всех перечисленных активен разве что Односталко. Остальных не слышно и не видно.

За что отвечает исполнительная власть  

Как известно, правительство у нас временное, а значит, ничего не может и ни за что не отвечает. Правда, временный премьер Аурелиу Чокой - председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вздорность введенных ею некоторых положений режима ЧП стала притчей во языцех.

Чокой уже признал бессмысленным запрет на посещение общественных парков. Блокада, карантин, локдаун – чиновники путаются, то и дело отменяя собственные распоряжения и смертельно боясь обидеть акул бизнеса. Именно поэтому карантин по-молдавски – это огромное скопление людей в торговых центрах, на  рынках, в церквях и общественном транспорте при отсутствии их в офисах.

Теперь о минздраве. Как известно, в ходе реформ у нас создали объединенное министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, и здоровье оказалось на втором плане. Более того, многие важные функции всех министерств в ходе плахотнюковских реформ были переданы агентствам. За что конкретно отвечает теперь министерство и за что – агентства, крутящиеся в его орбите, но являющиеся самостоятельными единицами? Ситуация очень удобная. Минздрав всегда может сказать, что за поставку лекарств отвечают НАОЗ и агентство по лекарствам, и будет прав. А агентства могут сказать, что минздрав главнее, и тоже будут правы.   

На некую фантомную роль минздрава указывает аналитик Думитру Барбалат.

«Законом об охране здоровья (ст.2) предусмотрено, что система здравоохранения состоит из лечебно-профилактических, санитарно-профилактических, санитарно противоэпидемических, фармацевтических и других учреждений, - пишет он. - То есть законодательно министерство здравоохранения, труда и социальной защиты и НКМС - вне закона. Они как бы сами по себе. В уставе НКМС сказано, что она создана с целью управления медицинскими фондами. То есть деньги - главное, а не здоровье. Многие думают, что основное действующее лицо в здравоохранении - минздрав. Ошибаетесь. Согласно регламенту (постановление правительства от 30 августа 2017 года) министерство должно выполнять функции в следующих областях: здравоохранение, труд, социальная защита и демография. Вроде есть функция «здравоохранение». Но ведь в законе сказано не о здравоохранении, а об общественном здоровье. А минздрав по закону не есть часть системы здравоохранения, как и НКМС. А понятие общественного здоровья было введено законом с 18 августа 2017 года. В итоге Конституция (ст.36) гарантирует «право на охрану здоровья». Закон об охране здоровья ничего не гарантирует, а просто отфутболивает обратно к Конституции: провозглашает, что законодательство об охране здоровья базируется на Основном законе, и состоит из закона №411/1995 и других нормативных актов. Других, всяких. И что? По Конституции регулирование в соответствующей области должно осуществляться органическими и ординарными законами, а закон отсылает обратно к Конституции. Плюс отраслевое министерство и НКМС законодательно не являются частью системы здравоохранения. Отраслевое министерство - вроде есть, но единой системы здравоохранения - нет».

Что происходит на уровне сельских примэрий и городских ассоциаций жильцов

Россия, которая может служить для нас примером организации противоэпидемических мер, не создает сложной конфигурации межведомственных комиссий и не спускает на них всю работу, чтобы потом было трудно проверить, кто и что не сделал. Работают с гражданами по месту жительства, центральная власть сотрудничает с местной, которая при нужде блокирует в неурочное время проездные карточки, с ЖЭКами, контролирующими изоляцию жильцов, их передвижение в аптеку и магазин по графику.

Люди  ходят на работу по скользящему графику. Работают «физически» одномоментно 30 процентов сотрудников. Невакцинированным при трех рабочих днях онлайн нужно предъявить на работе тест с отрицательным результатом. Все это требует усилий - но есть кому их организовать.

То же самое в Европе. В Греции работают специальные программы для смартфона, которые отслеживают передвижения граждан. Чтобы выйти из дома – нужно написать онлайн-заявку с указанием цели похода и дождаться разрешения. В Индии вобще просто заколачивают дверь подъезда, в котором заразился один из жильцов.  

У нас не делают вообще ничего. Зачем-то второй раз мобилизуют армию (где она?), но не задействуют социальные службы для работы с населением, в городах - ассоциации жильцов, в селах – примэрии. Нет ни общей стратегии, ни работы по месту жительства, ни вакцинации, ни нужной информации. Нет часто и сожалений по поводу многочисленных утрат.

Пусть AstraZeneca. Но когда?

Европейское агентство по лекарствам пришло к выводу, что преимущества AstraZeneca перевешивают риски. В странах, где ведется вакцинация, снизилось число заболеваний, осложнений и смертей. По данным эпидемиолога НАОЗ Лауры Цуркан, в Молдове 957 случаев побочных явлений, 75 процентов – легкие. Нет случаев анафилактического шока и тяжелых аллергических реакций. Все реакции проявились в первые 24 часа после введения сыворотки и продолжались 1-3 дня.

Хорошо, пусть будет AstraZeneca. Но где она?

На первом этапе хотели вакцинировать 70 тысяч медиков и соцработников – привили 57 процентов. Со 2 апреля вакцинировано 50 тысяч человек, это 1,5 процента населения. Закончился первый этап – закончилась вакцина. Прибытие российского «Спутника» обещали в начале недели – ничего нет.

Власть продолжает хвалить AstraZeneca, ругать тех, кому она не нравится, и призывает вакцинироваться непонятно чем. 31 марта стартовал второй этап, привилось более 11 тысяч человек с хроническими заболеваниями, люди старше 60 лет, работники сферы образования, безопасности (?) и соцпомощи. В недавно открывшемся в столице центре вакцинации  привились более 600 педагогов, возможности - 1200 человек в день. В некоторых поликлиниках составляют списки желающих привиться. Но новый транш ожидается то ли в середине, то ли в конце апреля. Осталось привить всего ничего - около 733 тысяч человек. И даже если половина не пожелает – где взять препараты для почти 400 тысяч?  

Россия обещала 180 тысяч доз «Спутник V», еще 500 тысяч доз якобы поступит в рамках процедуры госзакупок, начатой правительством. Тендер на поставку вакцин провалился. Поиском занимаются нынешний и бывший президенты, правительство, минздрав. Будем ждать. Но кто-то не дождется. 

Провалившие вакцинацию привились первыми

Как распределят препараты, которые поступят? Не будут ли депутаты и чиновники опять ходить по головам? Минздрав обещал наказать за нарушение очередности, но почему-то - медиков, а не тех, кто хапнул. Но разве может директор центра вакцинации противостоять натиску вышестоящих?   

Многие депутаты ищут выход в Румынии. На этот демарш жестко отреагировал еще не вышедший из ковида бывший парламентарий Александр Петков.

«Насколько же извращенным и аморальным сознанием должны обладать молдавские депутаты, не видящие ничего зазорного в том, чтоб поехать в Румынию для бесплатной вакцинации! - написал он в социальной сети. - И вопрос даже не в том, что это право им предоставляет Румыния. Вопрос в том, что, еще и пользуясь беспрепятственным проездом при наличии диппаспорта, высшие должностные лица Молдовы не договаривают избравшим их гражданам, что даже первый этап вакцинации просто провален, благодаря этим самым лицам. И ведь они еще и продолжают по-воровски молчать по поводу грядущего хаоса в процессе вакцинации».

Депутат от ДПМ Ион Леукэ даже на дорогу в Румынию не потратился, а надавил на врачей в Глодянах. Крутой мэн Ренато Усатый съездил в ОАЭ, а что будут делать жители Бельц? В Единцах вакцинировали персонал ресторана. Журналистские НПО, финансируемые иностранными фондами, уже хотят прививаться. А за ними и туроператоры, которые не вернули людям потраченные на несостоявшиеся поездки деньги, требуют, чтобы их включили во второй этап. Ассоциация работодателей индустрии туризма сообщила, что желающих «всего» 2500 человек. Их нужно приравнять к самым уязвимым, потому что они должны зарабатывать.  

«Каждые три дня - по одной авиакатастрофе»

Интерактивная карта вакцинации на сайте правительства не обновляется, застыла на одних и тех же цифрах. Как долго это затишье продлится? «Фантомный» план действий, предложенный в рамках ЧП на два месяца, - отсрочка лишь для политиков. Ковид продолжает свою работу.

«Все умничающие по поводу ЧП и прочих ограничений имеют уникальную возможность проверить свои знания в арифметике человеческих жизней, - пишет Петков. - 40-44 смерти в день - это каждые три дня по одной авиакатастрофе в небе над Молдовой. А погибшие - только граждане нашей страны. Не попавшие на «борта смерти» мучаются в ковидных отделениях. Часть из них в районных больницах дышат на концентраторах по 40 минут, передавая аппарат другому больному, потому что на всех банально не хватает. Кто не усвоил - перечитайте».

Мария БУИНЧУК


 
Количество просмотров:
541
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.