20 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Тайны подземного Кишинева (Повторное размещение материала...)
24.09.2013

Наталия ЖУРМИНСКАЯ

В нашем городе нет и не может быть метро. И не из-за грунтовых вод, а потому что... место уже занято! Под Кишиневом находятся одни из самых больших катакомб мира. Совершить с «АиФ-М» «вылазку» в подземный город охотно согласился гендиректор Клуба диггеров Кишинева (КДК) Андрей РОМАШКО.

История одних винных подвалов...

Раз мы живем в каменных домах, значит, камень этот добывается в каких-то городских шахтах. Так вот, в советское время известняк добывался из-под Крикова почти для всего СССР. Не мудрено, что залежи вскоре иссякли. Тогда было решено добывать камень под столицей. И делалось это втайне.
После Второй мировой войны в историческом центре города начали строиться подвалы - бункеры, которые соединяли все административные здания. Территория-то была стратегическая.
Андрей Ромашко: «Объединение подвалов-бункеров (ОПБ) находится под театром «Ликурич», Домом печати, Национальным Дворцом и зданием правительства. Как раз после ВОВ было принято решение сделать из Криковских штолен объект Гражданской обороны и связать его с ОПБ. Тоннель частично пролегал по уже прорубленным участкам и соединялся с историческими «коридорами», такими как Мазаракиевская церковь - Цирк». (Кстати, раньше там была крепость, а потом еще и кладбище староверов!)
Во время «холодной» войны и Криково, и сеть подземелий работали как единый военный стратегический объект. Тогда же подземелья достраивались со стороны Ботаники и соединялись с тоннелями заводов и научно-исследовательских институтов. Да, да, у нас проводились и тайные исследования в области микробиологии и ядерной физики (!).
«Свободного» места под землей было достаточно, и Криковские подвалы превратились в хранилища уже винных «тайн».

А где же вход?!

В 90-е годы многие объекты, относящиеся к Министерству обороны, были заброшены. Подземелья получили статус правительственных после передачи в руки ведомству СИБ. В 1992-м был принят проект о консервации. Попасть в «подземный город» мог только тот, кто знал, где вход.
Андрей Ромашко: «Обычно входы незамысловато завалены бетонными плитами. Выдают присутствие подземных сооружений вентиляционные киоски, обвалы почвы и канализационные люки, являющиеся частью дренажной системы, выводящей воду из подземелий».
Ага, «маячки» понятны, можно спускаться, но безопасно ли это? Наш проводник объяснил, что риск, конечно, присутствует. Это и старые проходы, газы и даже инфразвук, действующий на психику. Кстати, насчет вод можно не беспокоиться, их выкачали, и образовались пустоты, которые, правда, теперь чреваты обвалами. Извне с особыми препятствиями диггеры не сталкивались, наверное, потому, что особо засекреченные проходы давно отгорожены от любопытных и недоступны им.
Новичков водят в места не очень опасные, например под компьютерный завод - там обширные сооружения. А с основной командой исследуют более сложные зоны. Под Buciumul интересные катакомбы, так как там есть вероятность «аномальностей»; под НИИбиозащиты, полигоном Академии наук. А еще по дороге к Оргееву, в лесочке, есть взорванный бункер времен ВОВ.

А ты записался в... рекруты?!

Ну, все, морально мы готовы к спуску. Очередь - за экипировкой. Обувь должна быть водонепроницаемой и удобной. Лучше всего для экстремальных условий подойдут берцы. Из «верха» - что-то влагоустойчивое, например дождевик. А еще понадобятся кожаные перчатки, запасные носки и что-то на голову. Конечно же, нужны рация для связи со своими, два фонаря (шахтерский и фонарь-прожектор), прибор ночного видения (ПНВ), каска, компас, кусачки, аптечка, «кошки», на всякий случай респиратор или противогаз и рюкзак, куда все это сложить. Это минимум, и приобретается он в специализированных магазинах.
Теперь давайте решим, в какой отряд нам вступить. Всего их четыре. Если помимо подземелий вам интересны еще и наземные недостроенные или заброшенные здания, то вам в отряд «диггеры-сталкеры». Они, кстати, еще и археологией увлекаются. Самые опытные - «диггеры-ветераны». Это те, которые исследовали катакомбы еще в 90-х. Есть и «диггеры-спелиологи», сотрудничающие со спелиологическим клубом «Абис». Нам, новичкам, конечно же, - в «диггеры-рекруты». Причем последние могут быть отдельно женскими и мужскими.
Ну что ж, пройдемся по коридорчикам?

Не бойся - это прошлое

Тихо, тепло, сыровато. Говорят вполголоса и не делают резких движений. Идти почти везде можно свободно, в полный рост, только аккуратно, чтобы не упасть или не наступить на какую-нибудь живность. У главных в руках - карта. А знаете, как можно по карте узнать о возможном тоннеле?! Ставите точки между вентиляционными киосками и соединяете их - вот вам и возможное местонахождение коридора. Так что же интересного можно найти в этом историческом прошлом нашего города?
Андрей Ромашко: «Много чего. Само по себе наличие под землей огромных пустых пространств завораживает. А представьте себе специально обустроенные комнаты с различной техникой (советской еще, конечно), покрытой паутиной; помещения под лаборатории, с до сих пор сохранившимися колбами. Можно найти флаги, плакаты, всякую символику, кости, черепа - Бог его знает, что тут могло происходить во времена активного использования подземелий! Дайте волю фантазии, приправленной знаниями о различных исторических периодах. Находили даже расстрельные камеры с гильзами на полу и запекшейся кровью». Между прочим, самые древние подземные ходы, найденные в районе Кишинева, относятся еще ко временам турецкого нашествия!

А что же в будущем?

Андрей Ромашко: «Мы планируем придать КДК статус официального, то есть создать организацию. Одна из целей - продвижение диггерства в Кишиневе вообще и, конечно же, более подробное изучение мест. Это необходимо, прежде всего, с исторической точки зрения, ведь люди даже понятия не имеют, над чем они живут. Также перед нами стоят цели тесного сотрудничества со специалистами смежных областей - археологами, спелиологами... Одно из стремлений организации - автономность, то есть отсутствие финансирования извне, а основное поле деятельности - исследования и подземный туризм. На Западе это уже очень распространенная вещь.А почему бы и нет?!»

Несмотря на то что диггерством многие начинают увлекаться просто из стремления к необычности, экстриму, новым ощущениям, ко многим потом приходит и понимание того, что историческое прошлое, особенно родного города, изучать не только полезно и интересно, но даже очень... ответственно! Одна из задач диггеров - сохранить наследие и сделать катакомбы историческим памятником. Не допустить того, чтобы по подземным тоннелям пустили «иномарки», обили стены пластиком, а в ларьках продавали сигареты...

 Краткий диггерский словарь

Вылазка (или диг) - все активные действия на объекте, диггерская спецоперация.
Ди-Дей - дата запланированной вылазки на объект.
Диггер - человек, профессионально занимающийся исследованием рукотворных подземных сооружений.
Дизель - электрический генератор в бомбоубежище. Признак автономности сооружения.
Дрон - «робот-разведчик». Неопытный диггер, используемый для мелких поручений.
Сталкер - в современном понимании человек, исследующий места с ограниченным доступом. Отличается от диггера тем, что исследует и наземные сооружения.
Хабар - все материальные ценности, которые уносятся с объектов вылазки. Часто с первого взгляда кажутся бесполезными. В дальнейшем могут использоваться.
Берцы - ботинки с высоким голенищем или другая подобная спецобувь, используемая при вылазках.
Карлсон - резиновый полукомбинезон с приклеенными сапогами.

Коллаж Рамина МАЗУРА


 
Количество просмотров:
15096
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.