29 Марта 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Кишинев начинался с гетского городища?
27.07.2010

Станислав Лужанский

Удивительно, но мы практически не знаем историю нашего города до 1436 года, когда Кишинев был впервые упомянут в одном из письменных источников.

Несмотря на внушительный объем археологических исследований, охватывающих всю республику, на территории главного города нашей страны не проводились раскопки. Однако есть надежда, что этот пробел заполнится.

Очевидно, что история Кишинева не ограничивается 575-летним периодом. Таков официальный возраст города. Об этом говорят хотя бы находки многочисленных кладов золотоордынских монет и украшений в так называемом историческом нуклеусе, расположенном в районе самого старого здания столицы – Мазаракиевской церкви. Именно здесь специалисты Национального музея археологии и истории Молдовы в настоящее время проводят археологические раскопки. Подобные исследования в историческом центре Кишинева осуществляются впервые. Правда, в 2002 году историками Ионом Тентюком и Георгием Постикэ был сделан небольшой шурф недалеко от улицы Измайловской для изучения культурного слоя эпохи гальштата.

Прямо за массивным каменным забором церкви историки обнаружили могильник. Место раскопок расположено на территории муниципального предприятия Spațile Verzi. Это благоприятный фактор для археологов. Он помогает сберечь кости усопших от вандалов, бессмысленно пинающих их ногами, уничтожающих стратиграфию (срез грунта для изучения расположения культурных слоев – прим. авт.), а  вместе с ней и труд ученых.

Ко времени, когда автор этой статьи побывал на месте раскопок, а было это 20 июля, археологи обнаружили 16 погребений. Раскопки только начались, поэтому участники научной экспедиции, которой руководят научные сотрудники профессор Ион Тентюк и Валерий Бубулич, не делают окончательных выводов.

Интересная для неспециалиста деталь: оказывается, до начала 19-го века христиане не рыли глубоких могил. Останки возле Мазаракиевской церкви обнаружены на глубине всего 55-60 см. Большинство тел погребены по христианским обычаям. Об этом говорят скрещенные на груди руки и расположение головой на запад. Захоронения предположительно датируются 16-17-м и 17-18-м веками. И если в этих находках, учитывая близость церкви, в общем-то нет ничего необычного, то с происхождением двух других погребений ученым еще предстоит разобраться. В одном из них расположен скелет ребенка на боку в позе младенца.

– По всей видимости, речь идет о погребении железного века. Мы должны проконсультироваться со специалистами по этому периоду, – объясняет Ион Тентюк.

В еще одном необычном захоронении исследователи нашли сразу шесть черепов людей и отдельные кости. Останки расположены хаотично. Есть несколько гипотез происхождения этой коллективной могилы. По одной из них, тела были обнаружены в ходе сооружения каменного забора церкви или самого здания церкви в 18-м веке, а затем перезахоронены. Другая версия сводится к тому, что это жертвы татарского набега в 14-м столетии.     
 
– Пробудем здесь месяц или более. Предстоит обнажить более глубокие слои. Будем раскапывать вплоть до материковой породы. Еще сантиметров 40, думаю, – говорит профессор Тентюк.

– Здесь прослеживаются следы жилища, а вон там, чуть дальше, по всей видимости, еще одно погребение, – Ион Тентюк указывает на дно раскопа. Как я ни приглядываюсь, ничего разглядеть не удается.

– Вот же, смотрите, здесь следы золы и грунт немного другого оттенка, – говорит профессор. Наконец замечаю некоторые особенности, на которые никогда бы и не обратил внимания раньше. Вроде земля как земля. Ан нет – тут, оказывается, жили древние люди.

В настоящее время площадь раскопа составляет 56 квадратных метров. Возможно его еще немного расширят.

– Наша главная задача – изучить стратиграфию, дабы проследить эволюцию человеческой жизнедеятельности. Кроме того, предстоит обследовать вал и ров поселения, которое когда-то располагалось на этой возвышенности, а также каменный погреб и трубопровод 19-го века, расположенные поблизости, – объясняет Тентюк.

В конце прошлого года примерно в ста метрах от церкви, почти там, где улица Пушкина соединяется с набережной реки Бык, компания Moldova Gaz начала строительство многоэтажного здания. При рытье ямы для фундамента были найдены остатки построек, датированные позапрошлым столетием. В срезе котлована прослеживался более темный участок. Археологи утверждают, что это часть древнего земляного укрепления. Предполагается, что вал и ров защищали напольную (пологую) часть возвышенности от неприятеля. Ученые нашли фрагменты керамики гальштатского периода (7-8-й века до н.э.). Кроме того, по словам профессора Тентюка, здесь, вполне вероятно, могло быть гетское городище. Если это так, то не исключено, что по нынешней территории центрального Кишинева когда-то разгуливали воинственные современники Буребисты или Дечебала.
    
Что касается древнего кирпичного водопровода, то нынешние строители попросту уничтожили большую его часть, не дав археологам достаточно времени для изучения. Остались целыми лишь сооружения за чертой строящегося здания. Их и предстоит исследовать. Сейчас этому мешает стройка газовщиков. Начинать работу до ее окончания нельзя – опасно.

Кстати, застройщик был письменно предупрежден о том, что на этом месте с большой долей вероятности могут быть обнаружены артефакты. Moldova Gaz перед началом строительства письменно обязалась приостановить ход земляных работ в случае обнаружения археологических остатков и предоставить возможность для научного исследования. Все-таки всего примерно в ста метрах расположено старейшее здание Кишинева – церковь Мазараки. В номере «Панорамы» от 12 марта мы уже рассказывали подробно об этом.

Факт свершился, и разрушенного не вернешь. Впрочем, компания пошла на некоторые уступки и профинансировала нынешние археологические раскопки. Насколько щедрым был экономический агент археологи, предпочли не раскрывать.         

– Какова дальнейшая судьба погребений? –  спрашиваю Иона Тентюка.

– Часть костей усопших мы передадим для исследования антропологам. Они установят примерный возраст, возможно, им даже удастся узнать причину смерти. Ко дню города в Национальном музее думаем выставить результаты работы. Другие останки планируем перезахоронить на территории Мазаракиевской церкви.  Настоятель дал на это согласие, –  говорит Тентюк.

– Место раскопок рекультивируем по всем правилам, – продолжает профессор. Надеемся на добросовестность граждан и на обособленность этого места. С одной стороны, такие мероприятия необходимо предавать огласке. С другой – очень не хочется, чтобы публикация в газете привлекла на место раскопок вандалов.

– Нашу газету читают только порядочные люди. Уверен, вандалов среди них нет, – успокаиваю я.

– Надеюсь, – говорит Тентюк. – Знаете, что произошло при раскопках на дне Валя Морилор? Нетрезвые граждане зачем-то рушили результаты работы археологов, портили стратиграфию. Хорошо, что потом за местом раскопок начали приглядывать полицейские. История – это наше общее достояние. Люди должны знать о жизненном укладе людей, живших на территории Кишинева много-много лет назад. Весь исторический центр представляет собой памятник национального значения. Однако из года в год число археологических памятников стремительно сокращается. К сожалению, государство забывает, что памятники необходимо охранять, и нам, археологам, нередко приходится громко «бить в колокола», заявляя об уничтожении нашего с вами общего исторического наследия.  


 
Количество просмотров:
1626
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.