20 Мая 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Октавиан Цыку: Я бы согласился стать министром даже на один день
17.04.2013

В интервью порталу ТРИБУНА министр молодежи и спорта Октавиан Цыку говорил о «наследстве», полученном от своего предшественника, об отношениях с лидером ЛП Михаем Гимпу, о своих планах на будущее.

Т.: Г-н министр, через несколько дней после Вашего назначения на должность правительство было отправлено в отставку. Что удалось сделать за эти 11 дней? Чем Вы заняты сейчас в качестве действующего министра?

О.Ц.: На самом деле за 11 дней не успел ничего сделать, ведь я едва входил в должность, как говорится. Познакомился с коллегами, выяснил, каким человеческим потенциалом располагаю, освоил элементарные вещи, например, что значит быть бюрократом, успел подписать приказы, пояснительные записки. Принял участие в первом для меня заседании правительства, имел возможность приять участие в возложении цветов 2 марта. Получил несколько приглашений на европейские спортивные чемпионаты, которые проходили в то время. Но, видимо, самым приятным подарком была бронзовая медаль, которую привез Дан Олару с чемпионата Европы по стрельбе из лука для молодежи младше 21 года. Такое было впервые. Дан всегда преподносил нам сюрпризы.

Именно он квалифицировался на Олимпийские Игры в возрасте 15 лет. Приятно, тем более, что его мама была моей коллегой по факультету. Вот и все, что было за эти 11 дней. Фактически я ничего особого и не ожидал, судя по тому, как складывались дела в АЕИ. Но даже если бы мне довелось быть министром один-единственный день, я бы согласился, ведь самое интересное началось после 11 дней пребывания в должности. Я сделал для себя удивительные открытия. Мне нравится это министерство, и хотелось бы продолжить эту попытку преобразования, которая для меня является вызовом.

Т.: Что оставил Вам предшественник. Вообще, какова ситуация?

О.Ц.: Оставил он много различных кубков, медалей и дипломов, но я попросил его забрать их, поскольку многие были именными. Оставил мне он уютный кабинет с портретом «Сфатул Цэрий», который я принял с большой душой, но и с совершенно неудобным креслом, который я выкинул. Обычно я сижу на простом стуле, никак не могу привыкнуть к креслам. В целом же он оставил мне наследство, которое трудно оценить особенно в смысле функционирования министерства. Я начал процесс реорганизации министерства, а также приступил к некоторым изменениям, касающимся спорта, ведь Ион Чобану не был знатоком спорта, зато был хорошим менеджером. Самой большой заслугой его было то обстоятельство, что он создал это министерство. Но мир спорта - это каста, как и мир культуры, в котором воспринимаются люди, которые знакомы с этим миром, поэтому он переложил ответственность за спорт на других людей, которые по-разному смотрели на пути развития спорта. Теперь для меня сложным вопросом является обеспечение комплексного функционирования министерства, чтобы молодежь и спорт были единым целым. Много нужно было сделать, но еще очень много предстоит сделать, особенно в отношении обеспечения гармонии в министерстве. Есть разные группировки, но, думается, в таком малом министерстве, как это, не должно быть соперничества и группировок, которые изводили бы друг друга, доказывая, кто из них важнее.

Представляю себе ситуацию в более крупных министерствах, где все гораздо сложнее! Это проблема, которая зачастую наносит вред государству. Министерство само по себе абсолютно нетипичное. В отличие от других министерств, которые производят, управляют конкретными делами, министерство молодежи и спорта управляет единственным направлением - имиджем. Ведь достижения сами по себе продвигают Республику Молдова. К тому же это министерство охватывает очень важный сегмент - молодежь, которая по сути энергична, креативна. Этим нужно, думается, управлять адекватно, чтобы получать больше удовлетворения.

Т.: Вы многократный национальный чемпион по боксу, но и историк. Что побудило Вас принять предложение ЛП и стать министром?

О.Ц.: Именно то обстоятельство, что я и боксер, и историк. Я не говорю об этих 11 днях, я нахожусь в этом министерстве 17 лет. Ведь все эти годы я занимался спортом, в том числе восемь лет на самом высоком уровне: в мировых, европейских чемпионатах, Олимпийских играх, я был в элите мирового спорта и знаком со всей внутренней кухней. Да и люди спортивного мира меня воспринимали. Это, видимо, объясняет эйфорию в мире спорта, когда меня назначили министром.

Что касается истории, то я проникнут чувством истории и отдаю себе отчет в уникальном моменте пребывания в обществе, в государстве. Я осознал, что хватит разговоров, что настало время эффективно включиться в дело, поскольку я способен изменить ситуацию хотя бы на одном сегменте, к которому относятся молодежь и спорт, изменить лицо администрации, обеспечить транспарентность, открытость, простоту и доступность для тех, кто имеет дело со спортом.

Недавно я был в одном спортивном учреждении, где спортсмены жаловались на режим питания. Думается, тамошнее руководство было проинформировано о моем предстоящем визите и усилило питание. Это спортсменов очень удивило. Они не понимали, что происходит, но поняли, когда увидели меня. Но я отдаю себе отчет в том, что есть много вещей, которые требуют срочного вмешательства.

Т.: В каких отношениях Вы находитесь с лидером ЛП Михаем Гимпу? Вас не разочаровал лидер ЛП своим поведением в последнее время?

О.Ц.: Перед моим назначением на должность я 2-3 раза разговаривал с господином Гимпу. Он сказал, что давно наблюдает за мной. Мне делались и другие предложения с его стороны. Михай Гимпу человек симпатичный, и я очень уважаю его за все, что он сделал до сих пор. Зачастую не могу понять попыток демонизировать его в условиях, когда ЛП через все, что она проходит, превосходит в моральном отношении другие партии. Конечно, в большой мере это объясняется его особенностями, его эксцентричностью, часто неадекватной реакцией, неистово смакуемой из тех соображений, что он не типичен в своих высказываниях на публике. Тем временем, Михай Гимпу - человек, которому есть дело до того, что происходит здесь, и его реакция в целом (я стал познавать его после моего назначения на должность) определяется тем, что на самом деле его беспокоит. Я думаю просто и всегда считаю, что, когда что-то беспокоит, зачастую тебя охватывает этот эмоциональный или душевный соблазн, который и характеризует тебя. Михай Гимпу зачастую занимается политикой от души и от сердца, чего не хватает другим политическим деятелям, которые рядятся в дипломатов и обычно проявляют себя циниками. Не стану называть конкретные имена, ведь они мои коллеги во многих ипостасях.

Т.: Когда Вас назначили на должность, Вы сказали, что последует целый ряд изменений, что замминистра Октавиан Бодиштяну должен будет уйти со своей должности. Если будет создан АЕИ-3 и будет учреждено новое правительство, что Вы предпримите в первую очередь в качестве министра?

О.Ц.: С господином Бодиштяну мы, конечно, сотрудничаем. Но я изначально заявил о предстоящих изменениях. Моим условием был приход на должность замминистра господина Богуша, но вопрос о господине Бодиштяну предстояло решать партии. За столь короткий период я не сумел решить этот вопрос, да и в отношении господина Бодиштяну хотелось поступить корректно. Теперь, конечно, я не могу произвести эту замену, но вероятность моего пребывания в новом правительстве вернут дела к норме: господин Богуш станет замминистра, а также произойдут некоторые изменения в структуре министерства, так как есть люди, которым нечего делать в министерстве, с моей точки зрения, и эти изменения приведут к приглашению в министерство людей, которые умеют управлять спортом.

Ничего особенного в целом не буду предпринимать, поскольку я разработал свой распорядок на этот год, и у меня есть начатые проекты. Один из них касается массовой велогонки Uniţi prin Sport в период с 18 по 26 мая, которая состоится на трассе Кишинев - Яссы через Стрэшень, Кэлэрашь, Унгень. Вторая велогонка состоится на трассе Кишинев - Тирасполь.

Другой проект, который я уже выдвинул и для которого нашел спонсоров в лице Министерства иностранных дел и Министерства просвещения, это национальный проект для молодежи «Экспедиции Памяти». С помощью этого проекта собираюсь привлечь молодежь к восстановлению исторической памяти и нашей исторической идентичности через поездки летом в Сибирь и Казахстан, местности, куда были депортированы тысячи молдаван. Проект направлен на проявление гражданской активности и привитие чувства историзма среди молодежи.

Планов, замечу, очень много. Нам нужен транспарентный механизм управления деньгами для спортивных достижений. У нас нет договоров с федерациями, с которыми следовало бы наладить гармоничное сотрудничество.

Нам нужно подписать договоры со спортсменами, чтобы избежать случаев, связанных с Кристиной Иову или дзюдоистами. Многое предстоит сделать, но посмотрим, в какой мере мне удастся это сделать.

Т.: Каков бюджет министерства на 2013 год? Удовлетворителен или нет? Какие планы на будущее у Вас?

О.Ц.: Денег никогда не хватит. В Румынии, например, только федерация по атлетике располагает бюджетом в миллион евро. У нас же бюджет не превышает 80 миллионов леев, из которых 60 миллионов идут на спорт. А на достижение рекордов отпущено всего 13 миллионов леев. Этих денег явно недостаточно для поддержания тонуса на рекорды. Иногда хочется заплакать, когда приходится резать бюджет спортсменов, которые работают на одном уровне или даже превосходят спортсменов мира, пользующихся превосходным финансированием. Меня часто упрекают в том, что мы конкурируем со странами, которые не спрашивают нас, есть у нас деньги или нет. Приходится выкраивать деньги для тех видов спорта, которые важны для нас. Я имею в виду атлетику, штангу, бокс, борьбу и дзюдо, которые приносят нам медали. Очень надеюсь, что в будущем году сумеем добиться повышения финансирования хотя бы до 100 миллионов леев.

Т.: Продолжаете заниматься спортом? Кроме бокса, чем еще занимаетесь?

О.Ц.: По вторникам играю в футбол, по четвергам плаваю, по субботам боксирую. По утрам бегаю, тем более, что живу в районе Дендрария.

Т.: Чем занимается Октавиан Цыку в свободное время? Чем увлекаетесь?

О.Ц.: Вас это удивит, но у меня есть свободное время, ведь в министерстве есть команда, и все зависит от того, как настраиваешь систему на работу. Я оставил себе время на исследования, а после 17 часов обычно пишу. Сейчас работаю над двумя книгами. Одну я закончил, и это четвертая моя книга. Люблю бывать со своим сыном. Мы органически связаны, и он всегда чувствует мое отсутствие. Быть с ним доставляет мне много радости.

Т.: О чем мечтает Октавиан Цыку сейчас?

О.Ц.: О политической стабильности, ведь тогда мечты становятся реальностью, в этом я убедился. Человек я по природе своей положительный и счастливый. Думаю, что здесь, в этой стране, в нынешних условиях при всех сложностях можно осуществить прекрасные мечты. Мы имеем полное право на счастье, на прекрасные дела. Это касается каждого из нас в отдельности. Есть люди, которые вернулись в страну и хотят заняться хорошими делами.

Полагаю, что окружающая среда располагает нас к тому, чтобы достичь европейского уровня культуры, благосостояния, цивилизации, когда мы сможем сказать: «Да, мы вернулись туда, где наше место и все вместе можем строить что-то стоящее!». Я верю в это, иначе я бы не вернулся домой после всех испытаний, которые я пережил в тех местах, где довелось жить. Это мое кредо, если хотите!


 
Количество просмотров:
981
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.