17 Мая 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Мариан Лупу: У нас чувство общей ответственности и этой делает нас еще более сплоченными и эффективными
08.02.2014

В своем интервью порталу ТРИБУНА председатель Демократической партии (ДП) Мариан Лупу говорил о ситуации в правящей коалиции, о том, как может референдум в Гагаузии повлиять на дальнейшую ситуацию в стране, а также о том, в какой должности он видит себя  после  предстоящих выборов, и т. д.

Т.:  За те четыре года, которые минули после вашего прихода к власти, на политической арене произошло немало вещей. Как складывается в настоящее время ситуация в правящей коалиции?

М. Л.: Она отличается о той, что была раньше. Думаю, что эта ситуация, которую я бы охарактеризовал, как рабочую, стабильную, которая основывается на очень эффективных механизмах  общения, объясняется и тем, что все действующие лица нынешней правящей коалиции извлекли уроки из прошлого. И я тоже усвоил эти уроки, сделал выводы. Возможно, это делает нас гораздо сплоченнее, гораздо эффективнее, в конечном счете. Дело не столько в чувстве партийного корпоративного  интереса в каждом отдельном случае, сколько в чувстве общей ответственности, особенно в год, когда, как ожидается, пройдут выборы.

Т.:  Думаете ли Вы, что удастся сохранить политическую стабильность  в Молдове до следующих парламентских выборов?

М. Л.: Дело не в том, что я думаю, или что я не думаю. Прежде всего, речь идет о том, что нужно сделать,  о том, что мы обязаны сделать. Вот почему сохранение и укрепление стабильности в правящей коалиции и, таким образом, сохранение политической стабильности в целом по стране – наша общая задача, наша общая  ответственность и у нас нет альтернативы. О  том, будет ли сохранена или нет эта стабильность,   я могу с уверенностью говорить от имени возглавляемой фракции. Разумеется, мы будем активно способствовать поддержанию и укреплению этой стабильности. Я уверен в этом и выражаю  надежду, что и наши коллеги думают так же. Это будет нелегко, провокации были и еще будут. Последуют провокации в том числе  извне, последуют попытки внести раздор, вызвать разногласия, строить всяческие козни во имя поставленной цели – дестабилизировать ситуации. Я имею в виду, прежде всего, коммунистическую оппозицию и не только. В  таких условиях роль каждого из политиков правящей коалиции очень важная. Давайте не поддаваться на эти более изощренные или более примитивные провокации. Давайте быть очень внимательными к тому, как мы относимся друг к  другу, уметь находить компромиссы. В нынешней ситуации не значит, что в рамках коалиции у нас нет разных мнений, разных позиции. Они есть  и это естественно  для коалиционной власти. Очень важно качество, которое мы достигли, способность обсуждать эти вопросы, сообща находить выходы и принимать общие   решения.

Т.:  Как может референдум в Гагаузии повлиять на дальнейшую ситуацию в стране? Я имею в виду заявления отдельных политиков о том, что  такие референдумы должны пройти по всей стране.

М. Л.:  По сути, то, что произошло в Гагаузии, я не могу назвать референдумом в юридическом смысле. Это было, скорее, действие, которое я бы назвал соцопросом, но с практической точки зрения он бесполезный, ведь настроения жителей и так были хорошо известны. Это действие как  попытка  добиться дестабилизации ситуации в Республике Молдова не случайно и не единичное. Не нужно забывать обо всем том, что происходило  в течение прошлого года, попытки и действия, направленные на то, чтобы спровоцировать досрочные парламентские выборы после так называемой бархатной коалиции, после чего последовал целый ряд резолюций о вотуме недоверия в попытке отправить правительство в отставку.  Я более чем уверен, что  акция, инициированная ПКРМ на национальном уровне и главой Исполкома  автономии Михаилом Формузалом,  вписывается в систему, в пакет мероприятий, которые все направлены на дестабилизацию ситуации, на то, чтобы помешать подписанию и дальнейшей ратификации Соглашения с ЕС. Могу предположить, что мы, правящая коалиция, способны дать отпор эффективными, легитимными, демократическими действиями, чтобы разрушить этот дьявольский  план коммунистической оппозиции. Разумеется, коммунистическая оппозиция  постарается повторить  прецедент и разжечь это пламя везде по стране. Мы обсудили с коллегами по коалиции, провели дискуссии со всеми нашими коллегами из районных  команд и я могу с гордостью и удовлетворением констатировать, что все наши коллеги из районных советов твердо стоят на позиции: не допустить дестабилизации ситуации в Республике  Молдова и предоставить центральным властям всю поддержку для продолжения нашей внутренней и внешней политики.

Т.:  Ожидаете ли Вы каких-либо сюрпризов от оппозиции в канун подписания Соглашения об ассоциации с ЕС? Как Вы считаете, как будет развиваться ситуация с этой точки зрения?

М. Л.: Не думаю, что «сюрпризы» самое подходящее слово. Сюрпризов мы не ждем. Это   неприкрытые действия, мы их видим и можем сделать на этот счет определенные прогнозы. Если мы  отлично вооружены с информационной точки  зрения, разумеется, можем и, несомненно,  сможем эффективно пресекать подобные действия. Разумеется, коммунистическая оппозиция и их  союзники попытаются  устроить и другие подобные акции, преследуя ту же цель. Думаю, у нас достаточно ума, подготовки  и сплоченности на общей платформе правящей коалиции, чтобы всегда быть готовыми дать отпор таким действиям, чтобы сохранить политическую стабильность, чтобы дойти до подписания, а также до ратификации Соглашения с ЕС, дойти,  в соответствии с законодательством страны, до предстоящих в ноябре парламентских выборов.

Т.:  Вообще, какие движения возможны на отечественной политической сцене до выборов? Вы считаете возможным появление новых политических сил или, быть может, Вы верите в вероятность появления определенных коалиций?

М. Л.: Я не стану пускаться в такие рассуждения, которые мне кажутся в очень большой степени бессмысленными с практической точки зрения. Может случиться что угодно. За прошедшие годы появились новые политические формирования, которые зарегистрировались, но  это далеко не означает, что они жизнеспособны в полном смысле этого слова.  Я руководствуюсь, прежде всего, нормами законодательства нашей страны. Каждый человек волен принять такое решение, создавать политические формирования, начинать заниматься политической деятельность. С моей субъективной точки зрения, укрепление, появление  других очень серьезных действующих лиц, кроме представленных в парламенте, а также внепарламентских, несколько сложно, поскольку остается слишком мало времени для того, чтобы кому-то удалось мощно «ворваться» на политическую сцену. Вместе с тем, хочу повторить следующее: этот аспект меня волнует в очень малой степени. У нас в качестве партии и правящей коалиции  есть  собственная программа, и мы должны следовать ей, мы  должны внедрять ее,  мы должны решать те проблемы, которые мы провозгласили приоритетными для людей. Речь идет об  экономических, социальных  инфраструктурных проблемах. Мы должны пойти на эти выборы независимо от конъюнктуры, независимо от того, кто являются в настоящее время действующими лицами, или же от того,  какие действующие лица появятся.

Т.:  Готова ли Демпартия создать электоральную коалицию с политической силой?

М. Л.: Эту тему мы обсуждали в коалиции минувшей осенью и, по сути, даже приняли совместное решение: на эти выборы каждая партия пойдет отдельно. Ни в коем случае речь не идет о политическом эгоизме.  Это наше общее решение, которое было озвучено нами в ноябре. Об этом же заявили и наши коллеги из ЛДПМ, которые недавно  сослались на данное решение. Оно хорошо продумано и нацелено на достижение и индивидуальной, и общей цели на парламентских выборах. При принятии этого решения наша стратегия основывалась на том, что  каждая из составляющих коалиции должна на своем ключевом электоральном сегменте добиться максимального для себя результата на выборах. Вместе с тем, вероятно, еще важнее то, чтобы мы добились общего политического результата в плане обеспечения непрерывности внедрения нашей евроинтеграционной, нашей внутренней и нашей внешнеполитической программы. Мы сообща решили, что не так важно, сколько мандатов мы наберем по отдельности – 15-20 или 25-30. Важно, чтобы проевропейские, демократические силы обеспечили результат, который принесет нам комфортабельное большинство для парламентской и правительственной коалиции.

Т.:  Как Вы думаете, кто будет управлять страной после предстоящих выборов?

М. Л.: Это не зависит от того, что я думаю. Будет или будут управлять те, кто смогут заручиться необходимой поддержкой избирателей. Будут управлять те, кто после парламентских выборов получат от молдавского народа мандат доверия. Это очень простая формула и это в меньшей степени зависит от того, кто и что хочет, либо от того, кто и что думает.  Полагаю, что маловероятно, чтобы к власти пришло одно политическое формирование, набравшее большинство, которое позволило бы ему обеспечить управление страной. Это означает, что в настоящее время, исходя в том числе из дискуссий, которые состоялись с нашими коллегами в конце прошлого года, мы работаем ради выборов и, таким   образом, обеспечиваем будущие   электоральные коалиции  для дальнейшей ответственности и действий, для продолжения начатых реформ, ведь многие из них   долгосрочные.

Т.:  Какое Ваше самое большое политическое желание?

М. Л.: Оно общее для всех политиков. Мне бы очень хотелось, чтобы в обозримом будущем, молдаване заявили нам, политическому классу, что они чувствуют  радикальную перемену, что они чувствуют, что их жизнь стала лучше. Мне бы хотелось, чтобы они были довольны, что живут в этой стране, чтобы они были счастливы. Думаю, это и есть мое самое большое  желание в качестве политика.

Т.:  В какой должности Вы видите себя после предстоящих выборов?

М. Л.: Честно скажу, я об этой не думал, да и думать не стану. Это не фетиш, не сиюминутное наваждение, чтобы направить все  предвыборные или послевыборные механизмы, руководствуясь моим  определенным желанием. Должности обычно важны не для удовлетворения личных амбиций, а в качестве платформы для продвижения программных идей партии. Почему для меня это не наваждение? Наверное, вероятно потому что в жизни у меня, за те 25 лет работы в государственном секторе,  было множество должностей – от самых мелких до самых высоких. Вероятно, именно поэтому мое отношение спокойнее, рациональнее и очень взвешенное.

Текст:  Оксана Митителу

Видео- и фотосъемка: Андрей Богуш


 
Количество просмотров:
922
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.