14 Мая 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Юрие Чокан: Мы выдвинем целый ряд предложений…
13.12.2014

Андриана Кептине

В своем интервью порталу ТРИБУНА председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Юрие Чокан рассказал о том, какими выдались  парламентские выборы, состоявшиеся 30 ноября 2014 года, в какой мере  он ощущал на выборах политическое давление, какие уроки извлек из этой кампании, а также поведал о том, начал ли уже Центризбирком подготовку ко всеобщим местным выборам 2015 года.

Т.: Господин Чекан, выборы уже остались позади. Как Вы можете их охарактеризовать?

Ю. Ч.:  Выборы выдались сложнее предыдущих, так как впервые в Республике Молдова мы  широко применяли информационные технологии как при  регистрации  избирателей и  сдаче списков избирателей, так и при их распределении на местах.  Это были новые полномочия, которыми ЦИК  наделили на этих выборах впервые. Затем уже в день выборов надо было обеспечить управление этой информационной системой, которая состояла из 4200 компьютеров (по 2 в каждом избирательном бюро). Как вам известно, у нас возникли и определенные проблемы с подключением этих компьютерных систем.
Такова разница между предыдущими и  нынешними выборами, но мы в любом случае  учимся на проделанной работе.   Будьте уверены, к следующим выборам мы будем  подготовлены гораздо лучше.

Т.:  В какой мере Вы ощущали на выборах политическое давление?

Ю. Ч.: Я такого никогда не ощущал – ни на нынешних выборах, ни на предыдущих. Думаю, такое политическое давление может  возникнуть только тогда, когда сам человек, сам служащий, сам чиновник соглашается на подобное отношение. Я с первого дня в 2003 года, когда пришел в  Комиссию,   отметил свою очень четкую позицию и благодарю тех, кто даже не стал предпринимать  подобные попытки.

Т.:  Сказалось ли каким-нибудь образом на работе Центризбиркома тот факт, что члены Комиссии были предложены на должности различными политическими игроками?

Ю. Ч.: С моей точки зрения, выдвижение на должности члена ЦИК по политическим критериями  можно отнести к недостаткам действующего законодательства. Возможно, мне повезло, так как  вместе с коллегами как из  нынешнего состава,  так  и из предыдущего состава мы почувствовали и   сумели отлично соблюдать ту дистанцию, то равновесие к политическим проявлениям и к позиции политиков. Мы работали и по-прежнему работаем как  непредвзятое и неполитическое учреждение.

Т.:  Какие уроки вы извлекли из завершившейся предвыборной кампании? Выдвинете ли вы определенные предложения, опираясь на эти выборы?

Ю. Ч.:  Разумеется, мы выступим с целым рядом предложений, направленных на улучшение существующих рамок, причем не только правовых, но  и внутренних рамок ЦИК (я имею в виду нормативные рамки ЦИК). Если говорить о возможных изменениях законодательства, тогда, разумеется, мы и далее будем ратовать за принятие законодательства о финансировании политических партий и предвыборных кампаний, поскольку в этом отношении  было  немало нареканий относительно  денег в политике. В том числе, как вы знаете, впервые конкурента сняли с предвыборной кампании за нарушение процедуры финансирования партий и  избирательных кампаний.  Кроме того, мы   извлекли еще один важный урок,  в связи с которым непосредственно направим предложения  для того, чтобы укрепить безопасность электронных процедур в рамках ЦИК.

Т.:  В ходе выборов очень  было   очень  много дискуссий о финансировании предвыборной кампании различных конкурентов на выборах. Как обстоят дела на самом деле в этом отношении? Вы намерены выдвинуть новые регулирующие нормы в этой сфере?

Ю. Ч.:  Мы уже отметили фактическое положение – с этими выводами можно ознакомиться даже на нашей веб-странице. Мы опубликовали финансовые отчеты, поданные финансовыми конкурентами, такими, как они  поступили. Итак, мы на основании целого ряда отчетов обратились к профильным учреждениям и  ходатайствовали о проведении проверок. В том числе мы обратились в Генеральную прокуратуру, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Государственную налоговую инспекцию, а также в полицию. Каждый раз исходя из того, что мы все-таки организуем выборы, а не занимаемся следствием, не выносим вердикты, мы  взаимодействовали с этими госучреждениями, просили высказаться  специалистов в соответствующей сфере. Думаю, финансирование  - один из основных факторов, которые могут повлиять на ход предвыборной кампании и непосредственно на результат конкурентов по итогам голосования.

Т.: Во сколько все же обошлись, в конечном счете, эти выборы? Задолжало ли государство что-то Центризбиркому? А у ЦИК-а теперь есть какие-либо задолженности?

Ю. Ч.: Нет, с финансовой точки зрения нас полностью обеспечили. Более того (и это меня радует), нам удалось даже сэкономить  определенные средства.  Те, кто знаком со мной, знает, что я прижимистый управленец, я очень внимательно отношусь к расходованию публичных средств и тщательно изучаю все  расходы. Думаю, поэтому нам и удалось сэкономить некоторые средства, которые вернутся обратно в госбюджет, а не останутся в Центризбиркоме. Государство выделило 52 млн. леев, теперь мы  практически завершаем все  выплаты, заканчиваем табулирование по всем затратам, которые были у нас во время предвыборной кампании, и в скором времени сообщим и общественности, во сколько на самом деле  обошлась эта кампания, сколько мы, по сути, потратили из выделенного нам бюджета, то есть из тех 52 млн. леев. На первый взгляд, думаю, нам удалось сэкономить, по крайней мере,   3-3,5  млн. леев.
Т.:  В обществе ведутся активные дискуссии и   некоторые партии,  в том числе  и проигравшие выборы, делают упор на то, что были определенные разногласия между данными, которые ЦИК представлял в течение первых двух дней, и конечными результатами. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

Ю. Ч.: В  этом смысле хочу обратить ваше внимание на то, что мы представили предварительные данные, причем очень и очень быстро. Эти предварительные данные основывались на протоколах, переданных с мест в электронном формате. Через 3 дня – начиная со среды, четверга и пятницы, когда в ЦИК поступили оригиналы, мы сопоставили данные из оригиналов протоколов с данными, поступившими в электронном формате. И когда мы стали изучать их – протокол за протоколом, то пришли к выводу, что были допущены определенные ошибки при присвоении статуса недействительного бюллетеня тем бюллетеням, которые на самом деле имели статус неиспользованного.

Итак, когда проходит голосование, определенное число бюллетеней, которое остается неиспользованным, аннулируется (на них проставляется печать «anulat») и они заносятся в протокол как аннулированные.  Так, во многих избирательных бюро наши служащие избирательной сферы по ошибке (я думаю, что это человеческая ошибка) внесли определенное число неиспользованных бюллетеней, табулировали вместе с недействительными. Это можно легко выявить, когда держишь в руках протокол, когда тот, кто умеет читать такой протокол, то он может легко увидеть это.  К примеру, 1000   бюллетеней было в начале дня, а в голосовании участвует 800 граждан. Когда смотришь,  у тебя должно остаться 200 неиспользованных избирательных бюллетеней, ведь уже из тех 800  отбираются действительные/недействительные и распределяются среди конкурентов на выборах. Мы видим, что в протоколе указано 0 в графе «неиспользованные», тогда как в графе «неиспользованные» находим эту цифру в 200 бюллетеней. Затем, когда мы все изучили, пришли к выводу, что именно  здесь была допущена ошибка, а  в результате обработки оригиналов 100% протоколов мы обнаружили более 10 тыс. неиспользованных бюллетеней, которые были табулированы в качестве недействительных. Вот как возникла эта ошибка.  На будущее, разумеется, и в качестве тренингов, мы будем организовывать семинары для укрепления навыков наших служащих, чтобы они умели правильно оценивать статус бюллетеня. Но сегодня я должен обратить внимание на то, что как недействительные бюллетени, так и неиспользованные не участвуют в перераспределении голосов. Они остаются вне формул распределения и никоим образом не повлияли на распределение мандатов.

Т.: Во сколько обойдутся всеобщие местные выборы, предстоящие в следующем году? Вы уже направили в правительство «финансовые ходатайства»?

Ю. Ч.:  Мы направили такие ходатайства, представили и смету расходов для включения в проект государственного бюджета на следующий год. В общих чертах мы ходатайствовали перед правительством о выделении в следующем году около 100 млн. леев на всю деятельность, в том числе на текущую деятельность ЦИК и на организацию выборов.
Местные выборы сами по себе более дорогостоящие, чем парламентские. Я имею в виду финансовый аспект. Число отпечатанных бюллетеней гораздо больше, ведь мы все-таки выбираем и примаров, и советников в каждом населенном  пункте. Управление также сложнее, так как мы создаем и  окружные советы  I уровня,  и окружные советы  II  уровня, следовательно, возникает и больше расходов. Обращаю внимание и на то, что около 80% всех затрат Комиссии – расходы на оплату труда и расходы, сопутствующие выплате зарплаты, то есть налоги и сборы.

Т.: Когда вы приступите к подготовке для всеобщих местных выборов, предстоящих в будущем году? К чему будет сводиться такая подготовка?

Ю. Ч.: Итак, мы даже не прекращали подготовку. Уже на следующий  день после последних местных выборов мы, в принципе, начали подготовку.

Мы уже запланировали несколько национальных конференций и одну международную, которая  пройдет  в формате post election review. Итак, следует пересмотреть результаты выборов и выдвинуть, как я уже говорил ранее, конкретные предложения, направленные на улучшение ситуации на будущих выборах. Что касается управления выборами, то  у нас подготовка идет полным ходом. Мы уделим внимание, в том числе, спискам избирателей. Эти списки предстоит пересмотреть – дополнительные сопоставят с основными. Мы проведем также и много других мероприятий.

Т.: Благодарим!


 
Количество просмотров:
928
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.