29 Марта 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Экономика
Нефтедобыча и нефтепереработка в Молдове - реально ли это
12.08.2005
Почему-то так вышло, что имидж компании «Redeco» в Молдове незаслуженно не самый лучший. И вышло это во многом потому, что компания эта, серьезно заявила о своих намерениях добывать в Молдове нефть, что многим это показалось абсурдным.

Вообще, почему-то многим кажется непонятным и нереальным словосочетание «молдавская нефть» - и именно этот абсурд породил недоверие к «Redeco».

К тому же обстоятельства сложились так, что на протяжении 10 лет, когда компания начала работать в Молдове, никакой нефти видно не было, что также не благоприятствовало укреплению имиджа «Redeco».

Но в июле 2005 года в Комрате был открыт первый в Молдове нефтеперегонный завод (НПЗ). Построила его молдо-британская компания «AS Petrol» в партнерстве с «Redeco». Но самое интересное состоит в том, что основное назначение этого завода – перерабатка нефти, которую добывает «Redeco».

Заинтригованный процессом нефтедобычи в Молдове корреспондент «InfoMarket.MD» съездил в село Валены на самой границе с Румынией – на Валенское нефтяное месторождение, чтобы своими глазами увидеть нефтедобычу и ответить на вопрос: есть ли нефть в Молдове?

История молдавской нефти

У большинства людей информация о том, что в Молдове есть нефть поначалу вызывает лишь улыбку – мол, если бы она была, ее бы давно нашли и откачали. Но нефть в Молдове действительно есть, и ее действительно давно нашли.

Причиной же, по которой ее давно не откачали, возможно, является прежний подход советской власти – мол, если месторождения – то на миллионны-миллионы тонн. К тому же СССР не испытывал особой нужды в разработке малоизученных месторождений – при наличии-то запасов на территории бывших союзных республик!

История молдавской нефти началась в 1957 году. Реально уже мало кто знает, как именно разворачивались события, но говорят, что отдыхая на одной из своих дач на озерах у села Валены один высокий партийный чиновник в бинокль увидел, как через речку Прут, в Румынии установили «качалки» - на лицо была добыча нефти. Тогда было решено, раз в Румынии через Прут есть нефть, быть может, она есть и здесь, в Молдавии?! Первая же пробуренная скважина дала положительный результат. Поиски нефти на юге Молдовы продолжались с 1957 по 1964 годы. Было пробурено порядка 40 скважин, в 27 из которых были зафиксированы проявления нефти, скопившейся на глубине до 400 метров в известняковых породах. Однако этих результатов для промышленной разработки нефти советским ученым было недостаточно, и в 1973 году поиски нефти в Молдавии были официально закрыты. А в начале 90-х годов озеро Белеу вошло в состав заповедника «Prutul de Jos», а именно у этого озера было пробурено наибольшее количество удачных скважин – с проявлениями нефти. Месторождение это получило название Валенское.

Вернулись к молдавской нефти в 1995 году – когда американская компания «Redeco» обратилась в правительство с просьбой предоставить ей возможность за свой счет и на свой риск взяться за разработку Валенского месторождения. Результатом переговоров стало заклюние концессионного договора сроком на 20 лет. Директор филиала компании «Redeco» в Молдове Игорь Алейнов говорит, что условия договора предусматривают с одной стороны возможность добычи нефти на Валенском месторождении, с другой – обязательный поиск новых возможных месторождений на юге Молдовы. В качестве платы за концессию компания обязалась в случае успеха пятую часть добытой нефти отдавать государству.

Но с первых же дней концессия вошла в конфликт с экологией – Валенское месторождение оказалось в зоне заповедника. Пока решался экологический вопрос о начале работ на месторождении, «Redeco» искала нефть и газ в других местах. В 1995-98 годах американцы пробурили 10 новых скважин, но все они оказались пустыми. И поскольку разрабатывать Валенское месторождение им так и не позволяли, они на какое-то время свернули свою деятельность в Молдове, к тому же это также было связано и с внутренним кризисом в головной компании в США.

По данным «Redeco», за три первых года ее работы в Молдове в поиск нефти и газа ею было инвестировано около $10 млн. Столь высокая сумма объясняется и тем, что на том этапе работу осуществляли иностранные специалисты – из США, Венгрии, Румынии.

Первая нефть

Работы возобновились в 2002 году – именно тогда «Redeco», наконец получило от Минэкологии разрешение на разработу Валенского месторождения.

- Когда мы пришли на озеро Белеу, из четырех старых скважин, которые были пробурены еще в советские времена, вытекала нефть. Немного – примерно по 200 гр в день, но в год выходило немало – и это в заповеднике! В первую очередь мы остановили это загрязнение и восстановили скважины, - говорил Игорь Алейнов.

В настоящее время на Валенском месторождении действует 10 скважин – пять новых, пробуренных компанией «Redeco» в 2002-2004 гг, и пять восстановленных из числа старых. В компании работает около ста человек, ни одного иностранца, причем большинство работников – из села Валены.

Нефть «Redeco» начала добывать в 2004 году, добыв к концу года 9 тыс. тонн. Осенью прошлого года 5 тыс. тонн было продано в соседнюю Румынию, остальное пока хранится на Комратской нефтебазе. Последнюю приобрела компания «AS Petrol» - давнишний партнер «Redeco» - фактически после 8-летнего застоя возродив жизнь на нефтебазе. Более того, компания «AS Petrol» построила там первый в Молдове нефтеперегонный завод – специально предназначенный для переработки нефти, добываемой компанией «Redeco». Производственная мощность этого завода – 30 тыс. тонн в год – именно на этот уровень добычи нефти наменера выйти «Redeco».

- Для этого нам необходимо в течение двух-трех лет пробурить еще около 30 скважин, но Минэкологи пока не дает нам разрешение на бурение новых скважин, - говорит Игорь Алейнов. – Хотя наше месторождение соответствует всем принятым в мире экологическим нормам и не загрязняет окружающую среду. «Качалки» работают тихо и вы нигде не найдете ни одного нефтяного пятна.

С начала 2005 года добыча нефти была приостановлена и возобновлена лишь с середины лета. Сегодняшний уровень добычи – 20 тонн в день (к концу года планируется добыть 4 тыс. тонн в год), однако при нормальной работе всех десяти действующих скважин «Redeco» намерена выйти на уровень добычи в 10-12 тыс. тонн в год.

Как отмечает Игорь Алейнов, молдавская нефть очень тяжелая (она даже не горит) и котировок на нее в мире нет. Но чтобы ориентироваться в ценах, цена такой нефти примерно такая же как цена на мазут. На эту цену и ориентировались, когда осенью 2004 года продали 5 тыс. тонн нефти примерно по $140 за тонну в Румынию.

Концессия и экология

Что же касается причитающей государству доли, то, по словам Игоря Алейнов, на направленный еще в 2002 году запрос в правительство о том, как именно надо отдавать 20% добытой нефти – деньгами или, собственно, самой нефтью, ответ был получен только в апреле 2005 года, и он гласил: деньгами. Сейчас готовится поставка оставшихся 4 тыс. тонн из добытых в прошлом году 9 тыс. тонн нефти на НПЗ компании «AS Petrol», после чего «Redeco» намерена расчитаться по концессии.

Кстати, деньги эти должны пойти на счета местной власти. По нынешним расчетам, если сохранится текущий уровень добычи нефти, ежемесячно «Redeco» будет перечислять Кагульскому району порядка 1 млн. леев. Если же объем добычи увеличится, то и отчисления будут больше.

- Если бы из этих денег, хотя бы пятую или десятую часть выделяли Валенскому заповеднику, он бы не был в столь запущенном состоянии, а у его администрации было бы не только желание, но и возможности защитить его, ну хотя бы от тех многочисленных браконьеров, которые каждое утро вылавливают из озера рыбу – причем, мелочь – она просто не успевает вырасти. Люди, которые здесь живут, должны получить реальную пользу от того, что в их земле нашли и добывают нефть, - гововорит Игорь Алейнов. - И при этом нефть в Валенском месторождении можно будет добывать не так уж и долго –20, ну, 30 лет. После этого вся техника из заповедника будет выведена, но за это время его можно будет благоустроить, развить и защитить – на средства от добычи нефти. Мы пытаемся объяснить людям и экологам: добыча нефти в Молдове – это явление временное, это не навсегда, но полученные средства могут принести реальную пользу уже сейчас.

Здесь возникает вопрос учета добываемой нефти.

- Для того, чтобы нас потом не обвиняли в воровстве, мы предлагаем поставить налоговый пост на выезде с территории месторождения, чтобы учитывалась каждая тонна. Есть ведь аналогичные посты у винодельческих предприятий, почему такой пост не должен быть для учета добытой нефти?! Но наше предложение пока висит в воздухе, - сетует Игорь Алейнов.

Запасы и время

Говоря о 20-30-летнем сроке добычи нефти в Валенском заповеднике Игорь Алейнов опирается на расчеты о количестве нефти. Предполагается, что в Валенском месторождении – от двух до трех млн. тонн нефти – разведанные запасы. Однако реально извлечь можно от 560 тыс. тонн до – максимум 1 млн. тонн – слишком много различных факторов, влияющих на эффективность добычи. Простые расчеты показывают, что при добыче 30 тыс. тонн в год, 600 тыс. тонн извлекаются за 20 лет.

Валенское месторождение – небольшое – всего 2,5 км на 3 км. Освоив работу на нем «Redeco», как отмечает Игорь Алейнов, намерена разведать еще несколько мест. В компании уверены: на юге Молдовы можно найти еще 2-3 месторождения нефти. И если объемы добычи нефти увеличатся, компания «AS Petrol» - партнер «Redeco» - готова либо увеличить мощности уже действующего НПЗ, либо построить еще один небольшой завод.

- Мы фактически за собственные средства создали новую для Молдову отрасль – нефтедобыча и нефтепереработка – говорит Игорь Алейнов. – За все это время «Redeco» инвестировала в общей сложности порядка $14 млн. в поиск нефти и разработку месторождения, а совместно с «AS Petrol» был построен первый в стране НПЗ стоимостью $4 млн. И все это не столько благодаря, столько вопреки. Нам не столько нужна государственная поддержка, сколько нормальный диалог и понимание, что в Молдове можно добывать нефть – и пусть после переработки это будет лишь 10% от потребностей страны в топливе, но на эти 10% страна станет чуть более энергонезависимой. Если недра страны дают нефть, хоть и немного, а технологии позволяют ее максимально извлечь – я считаю не правильным было бы этим не воспользоваться. К тому же всю затратную часть по поиску новых месторождений и разработке Валенского взял на себя инвестор – на свой страх и риск.

Гендиректор «AS Petrol» считает, что если бы деятельность компании не разворачивалась в Гагаузии, где местная власть понимает и поддерживает развитие новой отрасли, то вряд ли удалось бы это сделать на остальной части территории Молдовы – незнание, непонимание многими чиновниками всех возможных перспектив, и самое главное нежелание разобраться – очень сильно тормозит и затрудняет работу частной инициативы.

- Те, кто борется за экологию должны учитывать и экономические интересы государства, тем более, что проектирование разработки Валенского месторождения осуществляется Институтом экологии, который также проводит экологическую экспертизу нефтедобычи, - говорит Игорь Алейнов.

- К тому же любой порт значительно больше загрязняет окружающую среду, а на нижнем Дунае их уже четыре, нежели нефтедобыча – такова специфика перегрузки нефти из цистерн в танкеры и наоборот.

Что же касается заповедного озера Билеу, то в этой зоне есть еще очень много подобных озер, многие из которых находятся на грани исчезновения – но они не являются заповедниками, да и нефти там тоже нет.

Вопрос, если ли нефть в Молдове – уже не риторический. И ответ на него тоже есть – да, нефть, хоть и в небольших количествах, но есть... своя... молдавская.


 
Количество просмотров:
3576
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.